Измерение черт личности. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка EPi
Страница 1

Психология » Теория типов личности Ганса Айзенка » Измерение черт личности. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка EPi

Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей Добавление или изменение кодов оквэд.

Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности[4]. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка». Образцы отдельных пунктов EPQ представлены в таблице 1. Следует отметить, что опросник содержит пункты, релевантные данным трем факторам, образующим структуру личности. Кроме того, EPQ включает шкалу лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете. Была составлена и анкета «Подростковый личностный опросник» (Junior EPQ) для тестирования детей в возрасте 7–15 лет.

Таблица 1 – Примеры пунктов личностного опросника Айзенка

Экстраверсия-Интроверсия

1. Любите ли вы бывать в обществе?

Да Нет

2. Любите ли вы общаться с людьми?

Да Нет

3. Могли бы вы назвать себя счастливчиком?

Да Нет

Стабильность-Нестабильность

1. Часто ли ваше настроение резко меняется?

Да Нет

2. Вы легковозбудимый человек?

Да Нет

4. Вы часто бываете расстроены?

Да Нет

Психопатия

1. Имеют ли для вас значение хорошие манеры и опрятность?

Да Нет

2. Стараетесь ли вы не быть грубым с людьми?

Да Нет

3. Любите ли вы сотрудничать с другими?

Да Нет

Шкала лжи

1. Вы любите посмеяться иногда над непристойными шутками?

Да Нет

2. Всегда ли, будучи ребенком, вы сразу делали то, что вам велели, без ворчания и жалоб?

Да Нет

Айзенк убежден, что его два основных типовых критерия интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм были эмпирически подтверждены в работах нескольких исследователей, применявших многие другие личностные тесты. Большая часть доказательств в поддержку этой точки зрения получена из исследований поведенческих различий между экстравертами и интровертами.

Каждый тип личности природно обусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.

Показатель «Интроверсия – Экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность[5].

Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Страницы: 1 2


“Изобрази пословицу”
Цель упражнения: ближе познакомиться с ценностями других культур; сплочение группы. Инструкция: Группа делится на подгруппы, в зависимости от принадлежности к той или иной культуре (можно сохранить состав группы с прошлого задания). «Сейчас у каждой из двух подгрупп будет время на самостоятельную работу, в течение которого вам следует ...

Излученный и отраженный свет
Все, что мы видим в окружающем пространстве, либо излучает свет, либо его отражает. Излученный цвет – это свет, испускаемый активным источником. Примерами таких источников могут служить солнце, лампочка или экран монитора. В основе их действия обычно лежит нагревание металлических тел либо химические или термоядерные реакции. Цвет люб ...

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка начинает занимать сверстник. В дошкольном возрасте сознание приобретает характеристики опосредованности, обоб ...