- шлепать детей младше 3 лет (обобщенная реакция, подавление активности, невроз страха, угроза развитию);
- наказывать ребенка 7 лет и старше в присутствии посторонних и особенно сверстников (публичное унижение);
- наказывать с применением силы за любую вину девочку старше 10 лет и мальчика старше 14 лет (новое качество психики);
- угрожать или наказывать орудием, усиливающим боль, страх (ремень, палка, линейка, сковородка);
- причинять боль и страх каким-либо иным насильственным действием (выкручиванием ушей, щипком) - это уже из области садизма;
- наказывать хладнокровно, без гнева: рассудочная экзекуция абсолютно недопустима;
- систематически угрожать наказанием [95, с. 156 - 157].
Эти советы полезно помнить и родителям, и тем, кто вынужден исправлять дефекты семейной педагогики и их печальные последствия.
Вообще педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством можно считать тот психолого-педагогический ликбез, который проводится для родителей в лучших школах еще до того, как ребенок переступает их порог. Так, в свое время В. А. Сухомлинский начинал педагогическое просвещение молодоженов на этапе, когда они только готовились к появлению ребенка.
В воспитательно-профилактической работе с функционально несостоятельными семьями особенно важна своевременность и слаженность действий всех звеньев профилактической системы, умение найти подход не только к "трудному", но и к его родителям.
На практике нередко случается, что вместо того, чтобы выступать единым фронтом, семья и школа занимают по отношению друг к другу открыто непримиримую позицию, что в конечном счете только осложняет положение подростка. Такая настороженность, непонимание в отношениях возникают в результате тога, что учитель становится источником только отрицательных эмоций у родителей, источником лишь неприятной информации о поведении их ребенка. Все это приводит к тому, что постепенно родители избегают всякого общения, взаимодействия со школой.
Важнейшим условием успешной работы по оздоровлению условий семейного воспитания "трудных" является взаимоуважение и доверительность в отношениях родителей и тех, кто пытается помочь им в преодолении затруднений в воспитании, в установлении здоровой домашней атмосферы.
Общественному воспитателю, инспектору, учителю при установлении доверительных отношений с родителями полезно опираться на рекомендации психологов, в частности, специально разработанную Л. Б, Филоновым методику установления доверительных отношений между людьми в процессе общения [171 1.
Согласно этим рекомендациям, контактное взаимодействие педагога, психолога и родителей должно складываться из шести стадий. На начальных стадиях необходимо завоевывать доверие родителей, в период сближения следует исходить из того, что родители идут охотнее на контакт с теми должностными лицами, которые при первой встрече одобрительно отзываются об их детях. Поэтому педагог перед общением с родителями должен "снять" с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем такие положительные качества, которые даже для родителей являются "открытием". Итогом и результатом контактов на этой стадии должно быть снятие напряжения в общении, которое до этого было источником неприятных состояний родителей, У родителей формируется представление" что педагог способен правильно понять их ребенка и родительские чувства по отношению к нему и оказать реальную помощь.
Специфика эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрастах чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения ЦНС, преневротические состояния и др.
Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения, создающие трудности в формиров ...
Конформизм
Конформность – «тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям» [11; 155].
Начало исследованиям конформности было положено в работах С.Аша, где конформность выступила, как тенденция индивида изменять свое мнен ...
Удовлетворяет ли ваша работа ваши личные потребности?
Получать удовольствие от выполняемой работы — большая редкость. Около половины всех работников не испытывают удовлетворения от своей работы и с радостью бы ее поменяли. Поскольку число относительно довольных своей работой составляет 30%, возникает вопрос: почему же мы тогда не увольняемся и продолжаем выполнять свои обязанности? Дело в ...