Формирование и развитие памяти

Психология » Память » Формирование и развитие памяти

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социали­зации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребен­ка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая па­мять постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосред­ствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доми­нирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произ­вольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучше­ние у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям челове­чества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский[4]. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последо­вательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П. П. Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3 – 4-летнего возраста в сравнительно элементарных фор­мах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростко­вом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая пер­вая по времени – это моторная, или двигательная, память. В гене­тическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П. Блонский.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигатель­ная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.


Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Выявленные нами особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта говорят о необходимости целенаправленной работы учителя по формированию познавательной мотивации. Целью формирующего эксперимента явилось формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта. Достиж ...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников
В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям бездушности, начиная со старшего дошкольного возраста. Это возраст является сенситивным к развитию об ...

Организация и методы исследования. Этапы экспериментальной работы
Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 78—85.]. 1) Первичная постановка проблемы: - определение темы, цели и задач; - выбор предмета, объекта и метода исследования; - постановка психологической гипотезы. ...