Заключение
Страница 2

Психология » Память » Заключение

В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый мате­риал, пятые – на приобретении и активном использовании в процес­сах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержден­ных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процес­сами человека и его практической деятельностью.

6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять внима­нием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в част­ности, базируется один из способов улучшения запоминания до­школьниками и младшими школьниками учебного материала, кото­рый стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизволь­ный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмо­ции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с па­мятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоцио­нальный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтраль­ных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоми­нания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавли­вается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания чело­век находится в приподнятом или подавленном настроении, то искус­ственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

9. На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы обучения так называемому «ускоренному» чте­нию. Человека здесь учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь психолингвистиче­ские знания о смысловой структуре текстов.

10. Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. А так как способ­ность что-либо зрительно представить положительно влияет на запо­минание, то приемы, направленные на развитие воображения у де­тей, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковремен­ной и оперативной памяти в долговременную.

11. Привычка к осмысленному восприятию материала также свя­зана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершен­ствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Исполь­зование записей (например, стенографирование), составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки – все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностя­ми и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т. п.

Страницы: 1 2 3


Принцип короткого поводка
Недооцениваешь себя - застреваешь на месте, переоцениваешь - спихнут с места. (Веселин Георгиев) Чтобы занимать руководящие должности, важно обладать четкой самодисциплиной, а значит, и ответственностью в исполнении собственных решений. Этому способствует уверенность в себе и сознание того, что принимаешь верные решения и если раз осту ...

Мужчины любят рисковать
99% наших забот касается того, что никогда не случится. (Маргарет Тэтчер) Чтобы брать на себя большую ответственность, мужчины постоянно испытывают на прочность границы, желая расширить свою свободу действий. После неудачи они пробуют добиться своего вновь и вновь, руководствуясь девизом: "Новая игра, новое счастье!" Этот при ...

Понимаете ли вы язык тела?
В следующий раз, когда вы будете смеяться над гримасами актеров-комедиантов, выступающих дуэтом, вы заметите, что перед вами разыгрываются две роли — один актер становится мишенью для торта, тогда как другой — его метателем. Как ни странно, но большинство отношений очень похожи на эту юмористическую сценку. Один партнер играет доминирую ...