Заключение
Страница 3

Психология » Память » Заключение

Важным средством улучшения памяти, как показали исследова­ния отечественных психологов, может стать формирование специаль­ных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором эта­пе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифици­ровать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школь­ники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет сме­шиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучше­нию памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они под­ходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, при­думал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизнен­ного опыта.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Ин­терференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного мате­риала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.

[1] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М.,1989. – с. 302.

[2] Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979.

[3] Там же.

[4] Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979. С. 118

Страницы: 1 2 3 


Эмпирическое исследование психологической адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии. Цели и задачи исследования
Цель: исследовать виляние организационно-психологических условий на успешность адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии. Задачи: 1. Провести анализ психологических исследований по проблеме профессионального становления личности. 2. Разработать психодиагностический комплекс, позволяющий выявить влияние организационно ...

Диагностика эмпатии у педагогов. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами педагогов по 10 человек в каждой группе. В первой группе педагоги работают в коррекционной школе, из них: 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 0-5 лет, 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 15-25 лет. Вторую группу составляют педагоги, работающие в общеобразовательной школ ...

Карьерный рост или смена работы?
Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними. (У. Чэннинг) Каждый сотрудник хоть раз в своей профессиональной жизни сталкивался с ситуацией, когда ему уже не интересно заниматься тем, чем он все время занимался. Ему кажется, то он уже "вырос" из своей должности и "созрел" для ...