Медитация, ее роль и основные черты
Страница 1

Медитация как средство изменения сознания » Медитация, ее роль и основные черты

Медитация - умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Др. Греции — в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти — православия и католицизма. Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа.

Существует отличие между медитацией и практикой медитации. Под медитационной работой понимается процесс распознавания индивидуальностью элементов своего внутреннего пространства. Череда переживаний характеризует успешность и верное направление. Раскрытие знаменуется увеличением внутренней свободы, которая в свою очередь приносит расширение возможностей в практическом выражении. Интеллектуальное понимание здесь лишь промежуточный результат на пути к основным постижениям. Медитация же подразумевает под собой состояние, источник которого находится в пятом измерении.

Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы – этому мы обязаны эпохе научно-технической революции. Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость в развитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется найти ответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения проблем духовного развития остаются в зачаточном состоянии.

Как писал Шри Ауробиндо, «духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа . Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души .»

Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная сосредоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.

По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в процессе медитации, существует во всех системах медитации, только называется разными именами: «остановка внутреннего диалога» у Кастанеды, механический «ненужный разговор» у Гурджиева и так далее.

Страницы: 1 2


Насколько вы доминирующая личность?
Кажется, что всякий раз, когда встречаются два человека, прежде всего они решают вопрос о том, кто из них будет играть доминирующую роль. И очень часто это происходит на уровне подсознания. Между студентами это вопрос о том, кто получает более высокие отметки. Между руководителями — кто больше зарабатывает и у кого офис больше. Между де ...

Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Особенностью детей младшего школьного возраста явля ...

Пробивается не тот, кто лучше, а тот, кто лучше пробивается
В тяжелые времена легче пробиться твердолобым. Делегирующим стилем руководства мужчинам удается занимать вершину иерархии. За свои достижения они чаще почиют на лаврах, чем командно-ориентированные женщины, которые поощряют индивидуальность и креативность своих сотрудников, и от этого результаты их работы менее заметны. Женщины выбираю ...