Медитация как средство изменения сознания
Страница 2

Медитация как средство изменения сознания » Медитация как средство изменения сознания

Особое внимание уделяется здесь практическим методам достижения просветления, среди которых главное место занимают две медитативные техники: «шаматха», или «самадхи» и «випашьяна», или «випассана». К этим двум видам медитации, как показал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах[3].

Санскритский термин «самадхи» в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания, прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и "омрачающих" факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник - пранаямы. На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, которые наступают в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания - глубокое расслабление, интенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву - все эти явления наступают и на первой стадии медитации методом самадхи как реакция на ограничение поступающей информации. Однако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. Поначалу взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но в ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.

При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это - полное поглощение, растворение – «дхиана». Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают[4]. Нет ни восприятия через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату – «Вишудхимагге» (смотреть таблицу 1 в приложении)[5].

Второй, не менее распространенный вид медитации - випассана. Это анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства, мысли и реакции, соответствующие им. Медитирующий должен созерцать все происходящее с ним или его окружением, не отвергая что-либо как недостойное внимания, не уделяя чему-либо преимущественное внимание. «Вишудхимагга» считает, что овладение дхианами играет второстепенную роль по сравнению с випассаной, это лишь упражнения в концентрации, которая необходима для продвижения по ступеням випассаны. Ступени постижения, заканчивающиеся «нирванной» и «ниродхи» – «окончательным освобождением», «абсолютным знанием», крайне трудно осмыслить обыденным сознанием, перевести на язык науки. Видимо, на ранних стадиях осознаются многие психические процессы, ранее протекавшие бессознательно. Випассану рекомендуется выполнять всегда, во время любой деятельности, чтобы постепенно просветленное состояние сознания стало обычным; т.е. согласно буддийским источникам, при этом состоянии возможна любая обычная деятельность. Это состояние не проходит даже во сне, коренным образом меняя его характер: сон становится осознанным, управляемым. Все буддийские и индуистские источники утверждают, что на определенных стадиях появляются паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение и др. и советуют избегать их, как «опасных соблазнов», уводящих в сторону с пути просветления.

Страницы: 1 2 3


Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте
Ранний возраст — это период онтогенеза, когда у детей пробуждается забота о других, в поведении малышей появляются просоциальные формы поведения, связанные с их желанием помочь, принять участие в чужой беде. При обращении к проблеме морального развития возникают вопросы: когда в онтогенезе мы впервые можем говорить о ребенке как о субъе ...

Методы диагностики памяти
Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практичес­ки невозможно. Для успеш­ности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели: 1. Кратковременную зр ...

Ролевые и не ролевые игры
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр. Итак, что мы понимаем в психо ...