Проблемы эмпатии в социальной психологии. Понятие эмпатии
Страница 1

Психология » Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы » Проблемы эмпатии в социальной психологии. Понятие эмпатии

Эмпатия – (греч. en –в, внутри + pathos – страдание, болезнь), ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека [26].

Есть много попыток определить понятие «эмпатия», вот несколько из них.

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь из причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации [12].

В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки. Теория «вчувствования» в объект находит подтверждение и получает все большее распространение и в других сферах человеческой деятельности [5].

Данный термин был введен в 1909 году американским психологом Э. Титченером, который обобщал близкие ему по содержание философские и этические концепции симпатии и сострадания (Юм, Смит, Шопенгауэр и др.). Наиболее очевидный пример – актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновением с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает [24].

Ряд авторов сопоставляли эмпатию с другими близкими ей процессами. В отличии от интуиции как непосредственной перцепции идей, эмпатия включает чувства и мысли. Эмпатию отличают от индетификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт – пациент». Эмпатия может быть сознательной и подсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я с вами»). Эмпатия как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент – центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности [11].

Первоначальный соотнесенный с эстетическими переживаниями, термин «эмпатия» из сферы искусства перекочевал в медицину, затем в психологию обыденной жизни, и, наконец, вообще в сферу познания. Использование эмпатиии является важной составной частью всех методов психологического консультирования и воздействия. Данные современной психологии позволяют выделить в качестве основы эмпатической реакции процесс моторно-кинестетической индетификации – неосознанное уподобление мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. Только несведущий человек может вообразить, что ученый или писатель пишет исключительно «мозгами». На самом деле процесс творчества происходит всеми внутренностями организма, со всеми вытекающими отсюда медицинскими последствиями: учащенным сердцебиением, повышением давления, всевозможными гримасами тела и души и т. п. Посмотрите в зоопарке, с каким самозабвением обезьяна пытается достать с помощью ветки подвешенный к потолку банан – не такие же муки творчества испытывает шахматист, решающий сложную этюдную задачу? Или врач устанавливает контакт с больным? Или мужчина пытается понять женщину, а женщина мужчину при общении? [15].

В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с моторикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознанного воспроизведения одним человеком выразительных мимических действий другого, так и с более сложной предметно-опосредованной искусственной средой. В произведении искусства аффекты проецируются создателем в объективированных формах: интонации, экспрессии, линии, фигуре, композиции, мелодии, музыкальной фразе, контрапункте. Еще более впечатляюще действует на человека замысел Творца природы и разума. Неосознанность механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества переживания от индивидуального опыта и врожденной способности к восприятию. Один чрезвычайно чувствителен к укусу комара, а у другого кожа как у носорога, и видит он плохо, компенсируя нечувствительность значительной массой и инерцией – у него другие проблемы.

Эмпатические реакции, таким образом, позволяют:

1) получать удовольствие от восприятия общности между самим собой и объектом переживания;

Страницы: 1 2 3 4


Как Вы справляетесь со стрессом?
О том, как мы переносим расстройства, зависит от двух вещей; нашего врожденного темперамента и моделей поведения, которые мы усвоили от окружающих. Первое мы изменить никак не можем, однако в процессе социализации мы учимся контролировать свои эмоции. Значимые для нас другие люди, в обществе которых мы растем, оказывают огромное влияние ...

Тема 3. Какие «Мы»
Цель: продолжение занятия 1.помочь детям осознать особенности позиции ученика; 2.предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя; 3.помочь детям принять учителя таким, какой он есть; 4.помочь ребенку осознать трудности учебы, найти внутренние ресурсы, которые помогут справиться с проблемами. Эти зан ...

Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта
Гипертоническая болезнь (ГБ) – одно из самых распространенных заболеваний населения в развитых странах. Как отмечают О.В. Кербиков, М.В. Коркина, А.В. Снежневский, заболевание возникает в результате более или менее интенсивных и длительных состояний психического напряжения организма человека. (Сперанский И.И., 1961.) Работами Г.Ф. Лан ...