Игра как средство изучения особенностей детского общения
Страница 1

Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одно­временно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаи­моотношениях.

В нашем опыте система игровых ситуаций была исполь­зована для изучения стратегии поведения детей-лидеров десятилетнего возраста. Суть метода заключалась в том, что фиксировалась система приемов, которыми лидер реальных взаимоотношений добивался лидерской позиции в игровом сюжете.

В классе, с которым работала автор в качестве предметника и классного руководителя со второго класса (это экспериментальная школа с предметным обучением в на­чальных классах), она руководила «Клубом любознатель­ных». На занятиях клуба использовались различные игро­вые формы: защита фантастических проектов, конкурс «киностудий» (показ тематических рисованных фильмов), импровизации на тему сказок и т. д.

[1]В начале обучения в четвертом классе были организо­ваны следующие игровые занятия. Все ученики распреде­лялись на группы по 4 - 6 человек. Каждая группа, полу­чив название сказки, должна была распределить роли и показать сказку, как угодно изменяя сюжет.

Вот как это происходило в группе, где находился один из универсальных лидеров класса Лева — мальчик высоко­го интеллектуального развития, остроумный, обладающий великолепной реакцией. Эта группа для игры получила сказку «Красная Шапочка». Лева предложил сыграть эту сказку «наоборот». Предложение было встречено с энтузи­азмом: принцип «наоборот» десятилетним детям представляется очень оригинальным. Итак, Лева своим предложе­нием сразу обеспечил себе роль режиссера. Но он, оказы­вается, смотрел намного дальше, на несколько «ходов» вперед. «Пусть в сказке все будет наоборот. Пусть Крас­ной Шапочкой будет тот, кто абсолютно непохож на нее». Этим предложением он закрепил за собой и главную роль, так как изо всей группы (три мальчика, две девочки) именно он — высокий мальчик спортивного вида — менее всего походил на Красную Шапочку, и все единодушно вы­двинули его на главную роль. Далее, реализуя условие «наоборот», ему ничего не стоило навязать сюжет: жил-был бедный волк в лесу, который всего боялся. Он попал в капкан. Храбрая девочка Красная Шапочка спасает вол­ка и ведет его к своей бабушке, где он и поселяется сто­рожить избушку. Так сказку и сыграли.

В следующей серии игр автор не только распределила сказки, но и сама закрепила за всеми участниками роли, а также точно обозначила сцены, которые надо в сказке изобразить, предельно ограничив возможности их выбора самими детьми (в целях эксперимента).

Данной группе была дана сказка «Морозко», Леве — роль собачки Жучки, назначена последовательность сцен: первая сцена «В избе», вторая сцена «В лесу», третья сце­на «Возвращение из леса».

Эта группа была вызвана первой для показа (в первой же серии проводилась жеребьевка групп). Все действующие лица заняли свои места и объяснили, что они делают: Дед сидит, читает газету, Падчерица подметает пол, Ма­чеха готовит обед, Дочка глядит в окно, Жучка караулит дом у двери.

Мачеха (энергичная девочка с быстрой, развитой речью) говорит: «Дед, пошли Падчерицу в лес, дрова кон­чились».

Дед — мальчик интеллектуальный, начитанный, разви­тый, но с замедленной реакцией. Пока Дед поворачивал голову в сторону Мачехи, Жучка опередила его: «Тяв-тяв, Мачеха, в лесу холодно, у Падчерицы обуви нет, иди сама в лес».

Между Мачехой и Жучкой начинается бурный диалог, из которого Жучка выходит победительницей. По ее на­стоянию все идут в лес. В лесу их ждал Морозко — такой же универсальный лидер класса, как и Лева. Но так как Жучка уже захватила инициативу в первом действии, сформировав у действующих лиц установку на себя как на лидера, то Морозко не сумел даже на главной роли перехватить эту инициативу. В финале по настоянию Жучки Морозко замораживает Мачеху и одаривает Падчерицу.

Так игровые ситуации позволили выявить особенности стратегии поведения лидеров в детском возрасте. Уже в этот период дети могут обеспечить себе лидерские пози­ции, овладев любой игровой ситуацией, где действуют та­кие средства самоутверждения: развитая речь, способность предвидеть реакции партнеров на несколько ходов впе­ред, быстрая реакция в диалоге.

Свой опыт взаимоотношений дети выявляют в свобод­ных ролевых играх. [2]Большой материал дают сюжетные игры в куклы. У психологов есть даже специальный тест, который так и называется — «Тест игры в куклы». Он проводится так.

В игровой комнате детского учреждения образуется ку­кольный дом. В реалистической обстановке, соответству­ющей убранству современной квартиры, располагаются куклы — члены семьи: бабушки и дедушки, папы, мамы, тети, дети разных возрастов. В набор игрушек также вхо­дят куклы, наделенные различными социальными ролями: учителя, врачи, милиционеры, дворники, продавцы и дру­гие. Куклы в различных сочетаниях предлагаются детям для игры. Часто им предлагаются игрушки, из которых мо­жет быть составлен двор в городе или деревенской мест­ности, обстановка спортивного зала или школьного клас­са. Детям может быть предложена игра по заранее заданному сюжету или предоставлена полная свобода дейст­вий. Один из вариантов этого эксперимента назван «кар­тина мира», и, действительно, после нескольких игровых сеансов создается достаточно глубокое и полное представ­ление о том, каким представляется окружающий мир иг­рающим детям.

Страницы: 1 2