Бихевиоризм (с английского языка behavior - поведение) - ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека животных как совокупных двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулы).
Человек выступает человеком бездуховным, так как направление не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. В данном направлении постулируется зависимость человека от прошлого, так бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль "пассивной жертвы плохого научения".
В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обуславливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях бихевиористов показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакцию страха можно вызвать уже одним только показом белого кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обуславливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
Из этого можно выделить основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается, как совокупность связей "стимул - реакция". Поведение - это системные объективно наблюдаемые реакции организма на внешние раздражители. Это существенно ограничило психологические исследования - поведение было противопоставлено сознанию, реальность которого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (например, для мышления, поскольку оно связано с речью - реакции голосовых связок). Таким образом, поведение человека биологизировалось. Это существенно снижает ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку актуальных научных проблем психологии.
Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание и так далее), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения". Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению - "закон эффекта". Закрепление реакций подчиняется "закону управления", то есть многократные повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются.
Сознание
Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисто ...
Понятие и модели эмоционального интеллекта
Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с соци ...
Четыре правила обращения с властью
Получив власть, рожденные летать, как правило, заводят всех в тупик, из которого потом приходится постепенно выводить рожденным ползать. (Валерий Николайчук)
Даже если Вы не впитали инстинкт власти с материнским молоком, не стоит расстраиваться. Мы предлагаем Вашему вниманию четыре основных правила обращения с властью, которые помогут ...