Бихевиористическое направление в психологии
Страница 1

Бихевиоризм (с английского языка behavior - поведение) - ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека животных как совокупных двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулы).

Человек выступает человеком бездуховным, так как направление не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. В данном направлении постулируется зависимость человека от прошлого, так бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль "пассивной жертвы плохого научения".

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обуславливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях бихевиористов показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакцию страха можно вызвать уже одним только показом белого кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обуславливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Из этого можно выделить основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается, как совокупность связей "стимул - реакция". Поведение - это системные объективно наблюдаемые реакции организма на внешние раздражители. Это существенно ограничило психологические исследования - поведение было противопоставлено сознанию, реальность которого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (например, для мышления, поскольку оно связано с речью - реакции голосовых связок). Таким образом, поведение человека биологизировалось. Это существенно снижает ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку актуальных научных проблем психологии.

Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание и так далее), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения". Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению - "закон эффекта". Закрепление реакций подчиняется "закону управления", то есть многократные повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются.

Страницы: 1 2 3


Понятие, значение и структура Я-концепции в адаптационном процессе у вынужденных мигрантов
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в "Я" субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно ...

Результаты исследования по методике "Карта оценки удовлетворенности работой" (автор В. Смирнова)
Таблица 2.27 Удовлетворенность сотрудников профессиональной деятельностью (методика "Карта оценки удовлетворенности работой"). Аспект работы Специалисты Рабочие 1. Организация и условия труда 3,4 4,1 2. Содержание труда (выполняемая работа) 3,7 3,6 3. Степень вашего участия в принятии решен ...

Методика диагностирования степени тревожности
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания ...