Определение, виды и функции внимания и деятельности
Страница 1

Внимание и деятельность » Определение, виды и функции внимания и деятельности

Интенсивность (или напряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлеченность и, наконец, переключение внимания.

А) Сосредоточенность (или концентрация) внимания — это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно направлено. Чем уже круг объектов внимания, тем оно сосредоточеннее (концентрирование).

Физиологически сосредоточенность внимания — это резко выраженная ограниченность очага оптимальной возбудимости в коре мозга.

Количество объектов, на которые внимание распространяется при одновременном их восприятии, составляет объем внимания.

Б) Интенсивность (или напряженность) внимания характеризуется степенью направленности его на данные объекты и одновременным отвлечением от всего остального. Это наиболее яркое выражение того, что вообще характеризует внимание. При интенсивном внимании человек целиком поглощен тем, на что направлено внимание, не видит, не слышит, помимо этого, ничего, что происходит вокруг него.

Высокая интенсивность внимания достигается тогда, когда в максимальной мере налицо то, что характеризует собой условия внимания (действие сильных, резко выступающих на общем фоне раздражителей, сильный интерес к предмету или явлению, важное значение их для решения стоящей перед человеком задачи и т. п.).

Физиологической основой интенсивного внимания является наличие резко выраженного возбуждения в одном из очагов мозга при столь же резко выраженном торможении остальных участков коры. Действие посторонних раздражителей не вызывает в этих случаях (или с трудом вызывает) в очаге оптимальной возбудимости внешнее торможение, возникающее при других состояниях коры.

Обе указанные особенности внимания — его сосредоточенность и интенсивность — тесно связаны между собой. Чем уже круг объектов, на которые направлено внимание, тем больше возможность усиленного внимания к ним. И, наоборот, чем больше предметов охвачено вниманием, тем труднее достичь его высокого уровня. Когда требуется напряженное внимание к чему-либо, круг объектов, на которые оно направлено, суживается.

В) Распределение внимания — это то состояние его, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий. Иллюстрацией распределения внимания могут служить: восприятие водителе» того, что встречается на пути автомашины при одновременном регулировании поворотов и скорости движения; изложение нового материала учителем при одновременном наблюдении за тем, как ведут себя учащиеся в классе, и т. п.

Физиологически распределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозга господствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременно выполняемыми действиями. «Разве это не обычная вещь, — писал И. П. Павлов, — что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения. Компликационный аппарат, торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбужденным?»

Возможность выполнения действий при частичной заторможенности соответствующих им участков коры мозга тем больше, чем более привычны и автоматизированы действия. Поэтому одновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Это одно из важнейших условий распределения внимания. В опытах Добрынина (с использованием работы на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со сложной ручной работой возможно, если работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.

Существенно также то отношение, в котором находятся друг к другу одновременно выполняемые действия. Если они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения в предшествующем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременное выполнение их удается легче.

Страницы: 1 2 3 4


Выводы
Анализ литературы, отражающей исследования отечественных и зарубежных психологов, по данной проблеме, показал: Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру: Ни одна концепция возникновения, формирования психологической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной. Столкновение личности с обс ...

Теория личности Зигмунда Фрейда
Для начала обратимся к биографии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (6.05.1856 - 23.09.1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х годов XIX века работал в области практической медицины. Вместе с И. Брейером опубликовал в 90-х г ...

Почему женщины боятся конкуренции?
Противник - это наш помощник. (Эдмунд Берк) Многие женщины знают, что конкуренция - путь к победе, и обладают всеми необходимыми квалификационными качествами и знаниями, чтобы выигрывать. Однако они скрывают их в процессе общения с другими женщинами и действуют на их уровне. За этим поведением скрывается страх того, что другие женщины ...