Определение, виды и функции внимания и деятельности
Страница 4

Внимание и деятельность » Определение, виды и функции внимания и деятельности

Произвольное внимание определяется задачами, которые мы ставим перед собой в той или иной деятельности. При преднамеренном внимании не всякие объекты привлекают внимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой нами в данный момент; из многих объектов мы выбираем те, которые нужны в данном виде деятельности.

При преднамеренном внимании мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем свое внимание на этот предмет, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.

По своим физиологическим механизмам преднамеренное внимание связано с оптимальными нервными возбуждениями определенных участков коры больших полушарий головного мозга, которые вызываются и поддерживаются раздражениями второй сигнальной системы.

Причинами, обусловливающими преднамеренное внимание, являются:

Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности. Поэтому воспитание произвольного или преднамеренного внимания требует формирования у учащихся устойчивых интересов к учебным предметам, спорту, труду и т. д.

Сознание долга и обязанности, побуждающее возможно лучше выполнять данный вид деятельности. Не всегда преднамеренное внимание строится на интересах. Человеку приходится усваивать разнообразные знания и заниматься различными видами деятельности, а интересы его могут лежать только в одной какой-нибудь области. В этих случаях преднамеренное внимание основывается на сознательно-волевом отношении человека к выполняемой им деятельности. Воспитание преднамеренного внимания связывается поэтому с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности. По существу преднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.

Статическое и динамическое внимание. Эти два вида внимания обнаруживают себя в процессе длительной работы, требующей большого времени на свое выполнение.

Статическим называется такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения. Такое внимание не требует особого «разгона», постепенного накапливания; оно с самого начала работы отличается максимальной степенью интенсивности. Отличающийся статическим вниманием ученик сразу же включается в учебную работу, как только начался урок, и сохраняет более или менее на одном уровне эту интенсивность внимания во все время работы.

Динамическое внимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; ученику требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному уроку; он медленно втягивается в учебную работу; первые минуты урока проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.

Сосредоточенное и распределенное внимание. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Например, человек может сосредоточенно писать, слушать, читать, выполнять какую-либо работу, следить за ходом спортивного состязания и т. д.

Во всех этих случаях его внимание сосредоточивается только на одном данном виде деятельности и не распространяется на другие: когда мы сосредоточенно читаем, мы не замечаем происходящего вокруг нас и часто даже не слышим обращенных к нам вопросов.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками. Оно выражается в соответствующей позе, мимике, заторможенности всех лишних движений . Все эти внешние особенности имеют большое приспособительное значение, облегчая концентрацию внимания.

Распределенным называется внимание, направленное одновременно на несколько объектов или видов деятельности.

Мы говорим о распределенном внимании, когда студент слушает и одновременно записывает лекцию, когда спортивный судья во время футбольного матча следит не за каким-либо одним, а за всеми, находящимися в поле его зрения, игроками и подмечает действия и ошибки каждого из них, когда учитель объясняет урок и в то же время следит за поведением учащихся, когда шофер управляет автомобилем и в то же время внимательно следит за всеми препятствиями на его пути, и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 


Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Довольно странно, что такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи человеческой природы еще до появления научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фа ...

Теория личности Зигмунда Фрейда
Для начала обратимся к биографии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (6.05.1856 - 23.09.1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х годов XIX века работал в области практической медицины. Вместе с И. Брейером опубликовал в 90-х г ...

Застенчивость-препятствие к общению. Что такое застенчивость.
Застенчивость - понятие расплывчатое: чем пристальнее в него вглядываться, тем больше видов застенчивости можно обнаружить. Так что, прежде чем решать, как бороться с застенчивостью, следует лучше узнать, что она собой представляет. « Быть застенчивым» значит быть человеком, с которым «трудно общаться из-за его осторожности, робости и н ...