Для того, чтобы воспитание могло
создать для человека вторую
природу, необходимо, чтобы идеи
этого воспитания переходили в
убеждения воспитанников,
убеждения в привычки, а привычки
в наклонности.
К. Д. Ушинский
Еще только ожидая ребенка, мечтают матери и отцы о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, преданным своей Родине, готовым постоять за своего товарища, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного в отношении к людям…Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др. ). Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.
Решение этой задачи предполагает изучение психологической природы этического развития. Такое исследование сопряжено с рядом трудностей, поскольку морально-нравственное поведение включает различные психологические основания: моральное сознание, моральную саморегуляцию, социальные эмоции. В многочисленных психолого-педагогических работах данные аспекты этического развития изучаются, как правило, изолировано.