Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир. [2]
Основным концептуальным элементом является личностный "конструкт". У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на 2 уровня (блока):
Блок "ядерных" конструктов - это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
Блок периферических конструктов - это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.
Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов)
Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
имеет лучшее психическое здоровье;
лучше справляется со стрессом;
имеет более высокий уровень самооценки;
более адаптивна к новым ситуациям.
Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы. Наиболее известный из них "тест репертуарной решетки" (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987).
Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляется заранее из людей, играющих важную роль в прошлой и настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологический характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека.
Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и у вашего преподавателя есть общее психологическое свойство - общительность, а у вашего супруга (супруги) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт - "обжительность-необщительность". Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.
Согласно когнитивной теории, личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...
Развитие познавательных процессов в младенческом возрасте
Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет.Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная пред ...
Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, "мотивационного", направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на не ...