Структура компетентности в общении. Принципы СПТ
Страница 1

Психология » Социально-психологический тренинг » Структура компетентности в общении. Принципы СПТ

В социально-психологическом тренинге компетентность в общении рассматривается более широко: как сложное образование, в которое входят значения, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения; как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий; как оринтерованность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения.

В состав компетентности включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (умения и навыки) и эмоциональные (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты.

А.А. Бодалев предложил выделять в качестве значимых для исследования такие компоненты общения, как особенности познавательных процессов человека – «отражение», его эмоциональные сферы – «отношение» и поведение – «обращение», возникающие в процессе общения. Итак, компетентность в общении мы будем рассматривать как сложное образование, которое включает в себя познавательный, поведенческий, эмоциональный компонент.

На сегодняшний день в СПТ наиболее проработанным в теоретическом и практическом плане является познавательный компонент.

Близким к этому является понятие «сенситивность», рассматриваемое как способность обеспечивать отражение и понимание, а также запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности.

Развитие познавательного компонента («отражение») можно рассматривать, прежде всего, как углубление самопознания партнеров по общению, а также необходимые знания, касающиеся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.

Поведенческий компонент компетентности в общении, прежде всего включает себя свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. К ним относятся звуковая речь с использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов, письменная речь и собственно невербальные средства ( такие, как поза, аранжировка пространства и т.д.).

Таким образом, поведенческий компонент компетентности в общении заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения.

Чаще всего в различных СПТ развитие эмоциональной сферы участников является вторичной задачей и рассматривается как условие решения основной – развития познавательной или поведенческой сфер. Задействование эмоциональной сферы рассматривается как обслуживание интеллектуально-аналитического процесса. Поэтому эмоциональный компонент изучен в СПТ гораздо меньше, чем предыдущие, хотя это наиболее важная и сложная составляющая.

В эту сферу, прежде всего, входят эмоциональный опыт общения. Неприятный прошлый опыт может значительно дезорганизовать процесс общения. По мнению Э. Берна, именно благодаря опыту у человека формируются внутренние установки в общении, психологические позиции. Специфика СПТ заключается в том, что в первую очередь, определенным образом «скорректированный» социальный опыт, который позволяет личности за ограниченный промежуток времени обрести более совершенное социально-психологическое содержание. Опыт переживаний участников СПТ, полученный в результате работы, является важной составляющей целого ряда эффектов: децентрации, развития гуманистической установки, возрастания социально-психологической активности, осознания общения как самостоятельной ценности.

Другим важным элементом эмоционального компонента является такая характеристика как самоотношение. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты человеческого поведения, играют важнейшую роль в установлении межличностных отношений.

Еще одним элементом является эмоциональный настрой человека на общение, проявляющийся в направленности на партнера, своеобразной «повернутости к нему». Без этого полноценное общение невозможно. «Сверхзадачей» любого СПТ должно быть, в первую очередь, пробуждение интереса к другому человеку. В качестве форм проявления такой гуманистической установки на партнера выделяют чувства теплоты, близости, дружеской расположенности, а также большую терпимость к психологическому своеобразию другого человека, меньшую категоричность. То есть наиболее важным составляющими эмоционального компонента, во многом «окрашивающими» компетентность в общении в целом, мы выделяем опыт разнообразного общения, позитивное самоотношение и настрой на партнера.

Принятая типология «функциональных ситуаций» позволяет выделить непосредственно компетентность в общении как особом виде межличностных контактов, а также коммуникативную компетентность, компетентность в управлении и компетентность в обслуживании.

Это дает возможность психологу более четко представлять, развитие какого рода компетентности он определяет целью того или иного тренинга. Например, компетентность в управлении заключается в умении манипулировать другими. Такие отношения требуют изощренной тактики и владение различными приемами психологического воздействия. Коммуникативная компетентность связана, прежде всего с освоением специальных техник, связанных с приемом и передачей информации, например, «техника активного слушания», помогающих без искажений как воспринимать информацию, так и передавать ее другому.

Страницы: 1 2 3


Клептомания
Клептомания - форма поведенческой зависимости, болезненное состояние. Название: “Клептомания” происходит от греч. klepto - краду, похищаю и mania - безумие. Неосознанное, немотивированное стремление к воровству, известно психиатрам довольно давно. Как считают ученые, клептоман испытывает от воровства «кайф» и живет им, как наркоман на ...

Явления и определение внимания
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает ли ...

Межличностное взаимодействие в трудах отечественных и зарубежных психологов
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностн ...