В социально-психологическом тренинге компетентность в общении рассматривается более широко: как сложное образование, в которое входят значения, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения; как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий; как оринтерованность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения.
В состав компетентности включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (умения и навыки) и эмоциональные (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты.
А.А. Бодалев предложил выделять в качестве значимых для исследования такие компоненты общения, как особенности познавательных процессов человека – «отражение», его эмоциональные сферы – «отношение» и поведение – «обращение», возникающие в процессе общения. Итак, компетентность в общении мы будем рассматривать как сложное образование, которое включает в себя познавательный, поведенческий, эмоциональный компонент.
На сегодняшний день в СПТ наиболее проработанным в теоретическом и практическом плане является познавательный компонент.
Близким к этому является понятие «сенситивность», рассматриваемое как способность обеспечивать отражение и понимание, а также запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности.
Развитие познавательного компонента («отражение») можно рассматривать, прежде всего, как углубление самопознания партнеров по общению, а также необходимые знания, касающиеся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.
Поведенческий компонент компетентности в общении, прежде всего включает себя свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. К ним относятся звуковая речь с использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов, письменная речь и собственно невербальные средства ( такие, как поза, аранжировка пространства и т.д.).
Таким образом, поведенческий компонент компетентности в общении заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения.
Чаще всего в различных СПТ развитие эмоциональной сферы участников является вторичной задачей и рассматривается как условие решения основной – развития познавательной или поведенческой сфер. Задействование эмоциональной сферы рассматривается как обслуживание интеллектуально-аналитического процесса. Поэтому эмоциональный компонент изучен в СПТ гораздо меньше, чем предыдущие, хотя это наиболее важная и сложная составляющая.
В эту сферу, прежде всего, входят эмоциональный опыт общения. Неприятный прошлый опыт может значительно дезорганизовать процесс общения. По мнению Э. Берна, именно благодаря опыту у человека формируются внутренние установки в общении, психологические позиции. Специфика СПТ заключается в том, что в первую очередь, определенным образом «скорректированный» социальный опыт, который позволяет личности за ограниченный промежуток времени обрести более совершенное социально-психологическое содержание. Опыт переживаний участников СПТ, полученный в результате работы, является важной составляющей целого ряда эффектов: децентрации, развития гуманистической установки, возрастания социально-психологической активности, осознания общения как самостоятельной ценности.
Другим важным элементом эмоционального компонента является такая характеристика как самоотношение. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты человеческого поведения, играют важнейшую роль в установлении межличностных отношений.
Еще одним элементом является эмоциональный настрой человека на общение, проявляющийся в направленности на партнера, своеобразной «повернутости к нему». Без этого полноценное общение невозможно. «Сверхзадачей» любого СПТ должно быть, в первую очередь, пробуждение интереса к другому человеку. В качестве форм проявления такой гуманистической установки на партнера выделяют чувства теплоты, близости, дружеской расположенности, а также большую терпимость к психологическому своеобразию другого человека, меньшую категоричность. То есть наиболее важным составляющими эмоционального компонента, во многом «окрашивающими» компетентность в общении в целом, мы выделяем опыт разнообразного общения, позитивное самоотношение и настрой на партнера.
Принятая типология «функциональных ситуаций» позволяет выделить непосредственно компетентность в общении как особом виде межличностных контактов, а также коммуникативную компетентность, компетентность в управлении и компетентность в обслуживании.
Это дает возможность психологу более четко представлять, развитие какого рода компетентности он определяет целью того или иного тренинга. Например, компетентность в управлении заключается в умении манипулировать другими. Такие отношения требуют изощренной тактики и владение различными приемами психологического воздействия. Коммуникативная компетентность связана, прежде всего с освоением специальных техник, связанных с приемом и передачей информации, например, «техника активного слушания», помогающих без искажений как воспринимать информацию, так и передавать ее другому.
Почему женщины боятся конкуренции?
Противник - это наш помощник. (Эдмунд Берк)
Многие женщины знают, что конкуренция - путь к победе, и обладают всеми необходимыми квалификационными качествами и знаниями, чтобы выигрывать. Однако они скрывают их в процессе общения с другими женщинами и действуют на их уровне. За этим поведением скрывается страх того, что другие женщины ...
Готовность стать стратегическим
лидером
Люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. ...
Выводы
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о т ...