Структура компетентности в общении. Принципы СПТ
Страница 2

Психология » Социально-психологический тренинг » Структура компетентности в общении. Принципы СПТ

В познавательный блок, на наш взгляд, следует включать, прежде всего, знания человека о самом себе не с точки зрения выполняемых социальных ролей, а как субъекта общения. Вероятно, познание себя как субъекта должно отличаться от познания себя как объекта. Понимание и осознание себя как постоянно изменяющегося, уникального, выход за рамки первичной «Я-концепции», открытие своих возможностей – в таком направлении может развиваться субъективное самопознание. В той же мере это относится и к познанию партнера по общению, когда главное – увидеть в другом другого как возможность рядоположенного существования другой «субъективной реальности». Взаимопонимание при этом строится не на рациональном, а на эмоциональном понимании, сопереживании, вчувствовании.

В поведенческом блоке наиболее важным является, что мы уже отмечали по работам А.У. Хараша, такой способ поведения, как самораскрытие. При самораскрытии человек идет на риск быть самим собой, без «маски», не стремится выглядеть лучше или хуже, чем он есть. Открытость должна быть по типу «здесь и теперь», т.е. человек чувствует или думает в данный момент. Ввиду того, что общение не только речевой контакт, огромное значение имеет владение невербальными «языками общения».

Что касается эмоционального блока, то здесь, помимо позитивного самоотношения в целом, большое значение имеет такой компонент, как самопринятие, которое В. Франкл предлагает рассматривать как эквивалент любви к себе. Но это понятие не тождественно самооценке, самооценка – это отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств, которое основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств.

Отличительной чертой СПТ от традиционных видов обучения является наличие основополагающих принципов, которых должен придерживаться психолог. Их последовательная реализация при проведении СПТ обеспечивает качественное отличие таких занятий от традиционных методов обучения: лекции, семинара, чтения литературы.

Отличием СПТ от других форм психологического воздействия является то, что одной из ведущих предпосылок, механизмом и в то же время результатом группообразования выступают качественные изменения процессов общения в группе. По мнению А.И. Донцова, такая фундаментальная роль общению в развитии группы отводится по двум причинам: общение является внутренним необходимым условием осуществления и развития совместной предметной деятельности, на базе и вокруг которой создается развитая группа, а сами процессы общения служат важной предпосылкой и в то же время способом, формой существования и развития группы как целостного психологического образования. [4]

Принципиально важный момент, вытекающий из указанного характера общения – активная позиция участников тренинга. Это основывается на том положении, что любое самоизменение личности, ее развитие возможно только через самодеятельность, т.е. такую деятельность, в которой человек выступает активным субъектом, а не пассивным исполнителем извне приписанных функций и ролей. Использование этого принципа позволяет осуществлять развитие компетентности не путем непосредственного влияния психолога на участников группы, а созданием условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия. При этом диагностика превращается в самодиагностику, коррекция – в самокоррекцию, как и вообще любое новоприобретение в виде соответствующих эффектов тренинга, которые непосредственно выступают как результат активной работы самого участника.

Предметом изучения и анализа являются различные аспекты социально-психологического взаимодействия человека с окружающей ценностно-нормативной средой, реальным ее носителем. Общение в ситуациях, моделирующих или воспроизводящих различные аспекты этого взаимодействия, и коррекция личного смыслового поля, стратегии взаимодействия могут осуществляться в результате реагирования на тот или иной стиль внешнего воздействия, общения или решения психологической задачи. Следовательно, все члены группы должны активно участвовать в работе, если хотят получить информацию о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и общаются в конкретной ситуации, а также о том, что можно сделать для оптимизации личностной стратегии взаимодействия.

Основной замысел тренинга состоит в том, что бы превратить группу в своеобразное объемное зеркало или, систему зеркал, в которых каждый участник мог бы увидеть себя в процессе своих конкретных проявлений в жизни, данной группы. Поэтому в качестве важного правила выступает ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь») и персонификация высказываний. Суть последнего заключается в отказе безличных речевых форм (типа «Каждый человек .», «Все люди считают, что .») и прежде к личным «Я считаю .», «Я полагаю .».

Страницы: 1 2 3


Функции
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются: Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Контроль за психическим развитием воспитанников и своевременное оказание психологической помощи воспитанникам, родителям (лиц их заменяющим) и педагогическим работникам ДОУ. 2) Права Педагог- ...

На заседаниях, совещаниях и собраниях
Самоуверенность является важнейшим принципом бизнесмена. (Тимо Санталайнен) Существует несколько важных правил поведения во время заседаний, совещаний и собраний: Говорите "Я". Никогда не говорите о себе плохо, если об этом не просят. Просите слова в каждой дискуссии. Во время дискуссий думайте тихо. Устанавливайте други ...

Влияние социальных процессов и взаимоотношений. Социальная идентификация
В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека лежат как врождённые, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные и социальные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определённым этносом, культурой, определен ...