Следующим моментом является намеренная межличностная обратная связь. Под обратной связью здесь следует понимать краткое, аргументированное и конструктивное высказывание каждым членом группы своих соображений о смысле, способах разрешения различных проблем, собственном стиле деятельности и общения, о сравнительной эффективности тех или иных способов поведения в специально смоделированных ситуациях, об успешности выполнения поставленных на занятиях задач.
Именно благодаря активному использованию обратной связи участники тренинга получают уникальную возможность узнать, как воспринимаются глазами других людей их манера общения, стиль индивидуальной беседы, рассуждения, мысли, те или иные индивидуальные поведенческие реакции. Здесь коммуникативное личностное поле смысла особенности оценок, умения, навыки каждого участника тренинга оцениваются не абстрактно, а применительно к его поведению в проблемных ситуациях, моделирующих его стиль взаимоотношения с окружающей средой. Все это создает предпосылки для коррекции навыков и умений общения, а шире — для взаимодействия в ходе тренинга.
Чтобы обратная связь выполняла названную функцию, к ней предъявляются определенные требования. Прежде всего, она должна носить конструктивный характер, т.е. быть такой, чтобы тот, кому она адресована, мог воспринять ее и найти в ней позитивные для себя моменты. Для этого надо избегать прямых оценок, категоричности суждений. Важно ориентироваться и опираться на лучшее в человеке, не прикреплять ярлыки, а помогать члену группы найти способы совершенствования своих навыков и умений.
Реализуя в ходе тренинга принцип обратной связи, руководитель должен тщательно контролировать высказывания участников, стремясь скорректировать их содержание от оценочных категорий к описательным.
Еще одно требование к обратной связи — ее неотсроченность, т.е. мнения должны высказываться по ходу или сразу после выполнения упражнения или задания.
Обобщив материал по развитию группы в СПТ, можно достаточно четко диагностировать три основных этапа становления работающей группы: ВХОЖДЕНИЕ (предтрениг) – ПЕРЕСТРОЙКА – собственно ТРЕНИНГ. Этап вхождения характеризуется тем, что участники в необычной ситуации тренинга пытаются найти опору «вовне», или на помощь психолога, или на социальные общепринятые конвенции общения, или на собственный прежний опыт личного общения. Возникающее напряжение «гасится» как псевдосплоченностью, так и обработкой стереотипных сценариев поведения и общения в группе.
Но все больше возникающее несовпадение ожиданий по поводу ситуации и манеры общения психолога, а также исчерпывание привычных «штампов» общения приводит к своеобразной «мертвой точке». Этап перестройки – стадия последних попыток участников заставить психолога соответствовать их ожиданиям и внутренней психологической перестройки, нередко сопровождающейся болезненными и негативными переживаниями, на то, чтобы отойти от «само собой разумеющейся» манеры общения.
После этого сложного, но благотворного для занятий «эмоционального взрыва» начинается этап собственно тренинга. Участники начинают экспериментировать и рисковать в этой возникшей атмосфере безопасности. На этой фазе группа характеризуется меньшей зависимостью от психолога и увеличением «опоры на себя», резко возрастает интерес к занятиям.
Русскость и русская ментальность
Россию (впоследствии - СССР) всегда отличала от стран Запада неравномерность исторического развития, "рваный ритм". История России примечательна, прежде всего, тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности при своей чрезвычайной дороговизне, в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впр ...
Лоренс Колберг
Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в которой чувствуется сильное влияние теории Пиаже.
Колберг выделил шесть стадий нравствен ...
Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
0
0
средний уровень
10
100
высокий уровень
0
0
Результаты ме ...