Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни - отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но тем не менее поражающее верностью своих подробностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги.
«Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни», - отмечал К.Д.Ушинский [14, с.120].
Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу» [7, с.131].
актуальность работы: существует очень много известных и опытных психологов, которые изучали и исследовали данную тему, поэтому, сколько психологов, столько и мнений, взглядов на роль игры в развитии познавательных процессов ребенка. И перед нами стоит задача ознакомиться с материалом по данной теме, проанализировать его, сделать определённые выводы. Данную тему необходимо исследовать, находить особенности и активно использовать их в своей деятельности.
Цель работы: определить какую роль играет игра в развитии познавательных процессов ребенка.
Объект исследования: группа детей дошкольного возраста (дети 5-ти, 6-ти лет).
Предмет исследования: игра детей.
Гипотеза исследования: данное исследование проводиться с целью определения роли игры в развитии познавательных процессов и повышения уровня развития познавательных процессов у исследуемых детей с помощью игры.
Задачи работы:
- определить сущность понятия «игра»;
- выделить особенности развития игры в раннем детстве;
- выявить роль игры в развитии мышления;
- выявить роль игры в развитии восприятия;
- выявить роль игры в развитии словесно – логической памяти;
- выявить роль игры в развитии двигательной памяти;
- провести исследование;
- определить уровень развития познавательных процессов у детей с помощью игры;
Описание методик, применявшихся в исследовании. Тест "20-ти
высказываний" М. Куна
Методика позволяет исследовать дифференцированность самоосознания и особенности самоотношения (Я-концепции), при этом достоинство получаемых нестандартизированных самоотчетов по сравнению со стандартизированными заключается во множественности вариантов самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъ ...
Методы математико-статистической обработки данных
На заключительном этапе исследования нами был проведен сравнительный анализ результатов полученных по контрольной и экспериментальной группе, при помощи математико-статистического метода t-критерий Стьюдента. Наиболее часто t-критерии применяются для проверки равенства средних значений в двух выборках.
Все разновидности критерия Стьюде ...
Значение страха
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к бо ...