Приложения
Страница 4

В этой игре развиваются такие качества воображения, как его яркость, живость, конкретность и прорисованность всех деталей созданного образа, а также способность совмещать признаки совершенно не похожих друг на друга и далеких по смыслу предметов [3, с.34-37].

Комплекс игр для развития словесно – логической памяти

Запоминание пар слов

Учащемуся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, например: «кит» — «сигарета», «слива» — «лампа», «жук» — «облако» и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать некие образы, необычные картинки, где в причудливой манере сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку следует представить как можно ярче, эмоциональнее. Например: плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сумраке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита.

После этого даются на бланке или зачитываются первые слова каждой пары. Вторые слова надо вспомнить самостоятельно и записать. Затем предъявляются только вторые слова пары, по ним необходимо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и завершается анализом причин допущенных ошибок.

Это упражнение призвано совершенствовать приемы создания ярких образов при запоминании текстового материала.

Поиск ассоциаций

Зачитываются ряды из 10-15 слов, не связанных друг с другом по смыслу. Например (начало ряда): «цветок», «кухня», «губа», «басня», «моряк» . Задача учащегося — быстро подобрать к каждому услышанному слову какое-либо другое, так или иначе связанное с ним (т. е. найти ассоциацию), и записать его на листке. Ассоциации подбираются поочередно на каждое слово. Так, к «цветку» подходит, скажем, «стебель» (или «горшок», или «дерево», или «свидание»), к «кухне» — «кастрюля» (или «плита», или «комната»), к «губе» — «щека» (или «помада», или «поцелуй», или «саксофон») и т. п. Темп зачитывания слов должен быть таким, чтобы учащиеся успевали находить и записывать ассоциации на каждое слово. После того, как записана ассоциация на последнее слово ряда, участникам предлагается быстро записать (воспроизвести) на листке все услышанные ими слова, используя для этого в качестве подспорья находящиеся у них перед глазами слова-ассоциации. Так, глядя на слово «стебель», надо воспроизвести слово «цветок», на «кастрюлю» — «кухня» и т. д.

По окончании результаты сопоставляются с исходным рядом, фиксируются ошибки и пропуски и анализируются их причины (связанные, как правило, с выбором неточных, «расплывчатых» ассоциаций или недостаточно интенсивным продумыванием связей между предъявленным и записанным словами). Если задание выполнено успешно, то в последующих пробах задача усложняется: увеличивается количество предъявляемых слов (например, до 25-30 и более) или учащихся просят специально подбирать более отдаленные, неоднозначные ассоциации, затрудняющие процесс воспроизведения.

Это упражнение развивает способность быстро находить разнообразные ассоциации к запоминаемому материалу и целенаправленно их использовать в процессе его заучивания и воспроизведения, а также формирует умение легко использовать различные подсказки и наводящие вопросы при вспоминании выученного материала.

«Тройная стимуляция» памяти

Упражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуляции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на начальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Учащемуся дается ряд карточек с напечатанными на них словами (или нарисованными картинками) и предлагается из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, «зерно» — «хлеб», «дом» — «забор»), с тем чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина ...

«Игры, изменяющие сознание» и «игры магического действия»
Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровня сознания - так называемые «игры, изменяющие сознание»: свободное падение, надавливание на глазные ...

Методология и методы юридической психологии
Проблемы методологии в юридической психологии разработаны слабо. Как вы знаете, методология – это учение о принципах построения, формах и способах познания. В ней воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Система знания настолько научна, насколько прочен ее методологический фундамент. Существует уро ...