Приложения
Страница 5

После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание усложняется.

Ребенку предлагают первый набор карточек (например: «крыша», «рельс», «лодка» .) и просят положить рядом с ними карточки второго набора («рыба», «окно», «вокзал» .), основываясь на смысловом, образном, эмоциональном или каком-либо ином сходстве слов.

Это упражнение формирует способность быстро находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

Раскладывание карточек с несвязанными словами

Используются комплекты из 10-15 карточек со словами, по возможности, не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: «счетчик», «стол», «фонарь», «палитра», «токарь», «столб», «свинец», «шерсть», «фикус», «мелодия», «схема», «зебра». Задача учащегося — предложить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запоминание. Например, можно объединить слова с общей буквой («о» или «ф») и уже внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: «фикус» светит как «фонарь» (или «фонарь» сделан в форме «фикус»), на «столе» лежит «схема» «свинцового» «счетчика», и на нее пролили «сироп». Возможна и логическая классификация: «токарь», «зебра», «фикус» - живое (причем, здесь названы и человек, и животное, и растение); «палитра» и «мелодия» связаны с искусством; «стол», «фонарь», «счетчик» — бытовые предметы и т. д. Допускается объединять слова и по конкретным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: некто включил «фонарь», чтобы посмотреть на «счетчик», для этого он пододвинул «стол» и взобрался на него, уронив «фикус» и т. п.

После раскладывания карточек осуществляется непосредственное, а затем и отсроченное воспроизведение слов и анализируются причины пропусков и замен некоторых из них.

Это упражнение формирует способность находить многообразные связи в разрозненном первоначально материале, обеспечивая тем самым эффективное его запоминание [3, с.37-40].

Комплекс игр для развития двигательной памяти

Воспроизведение направления движений

К стене прикрепляют лист ватмана на расстоянии примерно 50 см от пола. Ученик садится на стул лицом к листу, руки на коленях. Плотно закрыв глаза, он наугад прикасается фломастером к любому месту ватмана (например, к левой верхней части), оставляя на нем точку. Затем быстро опустив руку на колени (т.е. вернувшись в исходное положение), играющий берет фломастер другого цвета и старается попасть им в ту же точку. Интервал между прикасаниями должен составлять не более 3-4 секунд.

Ребенку предоставляется еще две-три серии таких прикосновений к различным частям листа. После этого ученик открывает глаза и смотрит на результаты произведенных движений. Фиксируются типичные отклонения ошибок (преимущественно вверх или вниз, к краям или к середине) и их величина, измеряемая миллиметровой линейкой. Это берется за исходный уровень его двигательной памяти на направления.

Затем перед испытуемым ставится задача совершать с закрытыми глазами движения к самым разным участкам листа и сразу же после каждого движения стараться точно повторить его. Результаты время от времени контролируются учеником, и с помощью воспитателя или преподавателя он определяет типичные для него ошибки, на устранение которых школьнику рекомендуется обращать особое внимание. Большую часть времени должна занимать тренировка особенно трудных в запоминании направлений движений (тех, при которых расстояние между точками максимальное). Точность двигательной памяти на направления считается достигнутой, когда расстояния между парами точек на всех участках листа станут минимальными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Семейная обусловленность страхов
Рассмотрим существование страхов, как в полных, так и в неполных семьях. Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это ...

Характеристика копинг–стратегий
Дать определение копинга Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуаций в трех плоскостях копинг – стратегий поведения: - в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); - в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий); - в эмоциональной сфере (8 ва ...

Самосознание, как фактор психического развития и личностного становления ребенка. Самосознание и его место в психической жизни
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева (3), Л.И. Божович (6), А.Н. Леонтьева (16), С.Л. Рубинштейна (26), И.И. Чесноковой (38), В.В. Столина (34), А.Г. Спиркина (32) в общетеоретическом и методологиче ...