Перегруппируем данные с целью определения наибольших частот различных реакций на фрустрацию в подвыборках. Весьма показательна
Таблица 2.2.
Таблица 2.2
Фактор эмоционального реагирования |
№ исп |
Частота различных реакций на фрустрацию ( % в подвыборках «агрессивность», «тревожность», «ригидность», «фрустрация») |
Агрессивность |
1; 2; 3; 6; 9; 11; 15; 19 |
I, E, E*, E, E*, E, e, E, I, I, E E = 45% |
Тревожность |
4; 5; 7; 8; 13; 18 |
I, I, M, I*, M*, i, I, I*, E*, E, e I = 30% |
Ригидность |
14; 16; 20 |
M*, M*, m M* = 67% |
Фрустрация |
10; 12; 17 |
E, E, I, M, m E = 40% |
Юноши и девушки, часто переживающие агрессивные психические состояния, предпочитают экстрапунитивные реакции. Юноши и девушки, часто переживающие тревожные состояния, чаще всего предпочитают интропунитивные реакции. Юноши и девушки, часто переживающие ригидность как психическое состояние, предпочитают импунитивные реакции с фиксацией на препятствии. Юноши и девушки, часто переживающие состояния фрустрации, склонны к импунитивным реакциям. Наибольшей частотой характеризуются импунитивные реакции с фиксацией препятствии. Наименьшей - импунитивные реакции с фиксацией на самозащите.
Наибольший интерес представляют те ситуации, обрисованные в картинках, на которых испытуемые дольше всего задерживались или реагировали наиболее эмоционально.
Картинки, вызывающие наиболее частый эмоциональный отклик приводятся в Таблице 2.3.
Таблица 2.3
№ картинки |
Содержание картинки |
Высказывания |
6 |
Женщина берет книги в библиотеке, а ей не разрешают взять книг больше, чем положено по библиотечным правилам |
«Но мне надо…», «Вы же сами, небось, больше берете…», « Извините, но очень надо» |
8 |
Один молодой человек говорит другому: «Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не придешь» |
«Ну, и что?», «Это которая из них?», «А ты ей навязался, наверное». |
10 |
Одни человек говорит другому: «Вы лжец! Вы сами это знаете!» |
«Сам ты лжец!», «Это в чем же?», «На себя посмотри!» |
14 |
Одна подруга говорит другой: «Она должна быть здесь уже 10 минут назад» |
Вызывает более яркую реакцию у девушек. «Ничего, подождем, но выскажемся», «Ладно, нечего ее больше ждать, раз она так относится к нам» |
Введение в тему
Основные задачи этапа:
совершенствование у ребенка способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям;
помощь в развитии ролевых способностей;
помощь в развитии воли и коммуникативных навыков;
формирование качеств отношения психологической защиты по отношению к негативным ситуациям. ...
Исследование уровня эмпатии в педагогическом коллективе
В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 16, индивидуальные показатели изображены в Приложении 13.
Рис. 16. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %)
Выводы по методике:
рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемом педагогическом коллектив ...
"Карусель"
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Инструкция: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг ...