Перегруппируем данные с целью определения наибольших частот различных реакций на фрустрацию в подвыборках. Весьма показательна
Таблица 2.2.
Таблица 2.2
Фактор эмоционального реагирования |
№ исп |
Частота различных реакций на фрустрацию ( % в подвыборках «агрессивность», «тревожность», «ригидность», «фрустрация») |
Агрессивность |
1; 2; 3; 6; 9; 11; 15; 19 |
I, E, E*, E, E*, E, e, E, I, I, E E = 45% |
Тревожность |
4; 5; 7; 8; 13; 18 |
I, I, M, I*, M*, i, I, I*, E*, E, e I = 30% |
Ригидность |
14; 16; 20 |
M*, M*, m M* = 67% |
Фрустрация |
10; 12; 17 |
E, E, I, M, m E = 40% |
Юноши и девушки, часто переживающие агрессивные психические состояния, предпочитают экстрапунитивные реакции. Юноши и девушки, часто переживающие тревожные состояния, чаще всего предпочитают интропунитивные реакции. Юноши и девушки, часто переживающие ригидность как психическое состояние, предпочитают импунитивные реакции с фиксацией на препятствии. Юноши и девушки, часто переживающие состояния фрустрации, склонны к импунитивным реакциям. Наибольшей частотой характеризуются импунитивные реакции с фиксацией препятствии. Наименьшей - импунитивные реакции с фиксацией на самозащите.
Наибольший интерес представляют те ситуации, обрисованные в картинках, на которых испытуемые дольше всего задерживались или реагировали наиболее эмоционально.
Картинки, вызывающие наиболее частый эмоциональный отклик приводятся в Таблице 2.3.
Таблица 2.3
№ картинки |
Содержание картинки |
Высказывания |
6 |
Женщина берет книги в библиотеке, а ей не разрешают взять книг больше, чем положено по библиотечным правилам |
«Но мне надо…», «Вы же сами, небось, больше берете…», « Извините, но очень надо» |
8 |
Один молодой человек говорит другому: «Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не придешь» |
«Ну, и что?», «Это которая из них?», «А ты ей навязался, наверное». |
10 |
Одни человек говорит другому: «Вы лжец! Вы сами это знаете!» |
«Сам ты лжец!», «Это в чем же?», «На себя посмотри!» |
14 |
Одна подруга говорит другой: «Она должна быть здесь уже 10 минут назад» |
Вызывает более яркую реакцию у девушек. «Ничего, подождем, но выскажемся», «Ладно, нечего ее больше ждать, раз она так относится к нам» |
«Мое взрослое
будущее»
Способствовать повышению самооценки ...
Результаты исследования
Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича (см. Таблицу 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.
Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).
Лидирующее положение занимают ...
Надежный ли вы друг?
Вечной темой бестселлеров являются продолжительные отношения между людьми. И авторы книг, кажется, каждый раз приходят к одному и тому же выводу: будучи жертвами привычки, люди живут лучше, когда они связаны друг с другом какими-то незыблемыми узами.
ТЕСТ
Обладаете ли вы качествами, способствующими построению крепких дружеских отношен ...