Интересным результатом нашего исследования явился характер связи между эмоциональными процессами и направлением и типом реагирования личности в ситуации межличностного конфликта. Выбор методики Розенцвейга представляется весьма удачным, так как затруднительно моделировать действительный конфликт или опрашивать испытуемых на месте «накала страстей». В методике Розенцвейга испытуемому предлагается спроецировать свои представления и эмоциональные реакции на изображенную ситуацию. Каждая картинка-стимул содержит в себе «эмоциональный» накал нарастающей фрустрации. Испытуемый невольно становится в ситуацию, когда он реагирует первым, очень естественным для него способом. Агрессивность однозначно определяет экстрапунитивную реакцию и отметает интропунитивную. Агрессивные люди видят источник и причину конфликта вне себя. Исследование дало в отношении тревожности следующие результаты: тревожность связана преимущественно с фиксацией на препятствии. Это объяснимо с точки зрения преобладающей мотивации тревожных людей. Они ориентированы, чаще всего, на избежание неудач, а не на достижения. Тревожные часто производят впечатление беззащитных. Ригидные, скорее всего, не ставят вопрос, о чьей-либо вине в конфликте. Возможно, просто не успевают перестроить реакцию на быстро меняющиеся конфликтные события. У юношей и девушек, проявляющих фрустрационные черты, по существу склонных находиться в стрессовом состоянии, вообще не прослеживается значимой связи между фрустрацией и направлением и типом реагирования в конфликте.
Основными выводами нашей работы следует считать:
- В юношеском возрасте основные потребности – это потребности в общении, как групповом, так и камерном; потребность в смысложизненном самоопределении, в том числе и выборе профессии;
- Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности: 1) Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности); 2) Обретение психосексуальной идентичности - осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола, а также выбор будущего брачного партнера; 3) Профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
- Для исследования особенностей реагирования во фрустрационных ситуациях можно выбирать опросник Айзенка и Методика исследования психических состояний Розенцвейга;
- Фрустрационные реакции взаимосвязаны с наиболее «излюбленными» эмоциональными состояниями личности;
Память
Памятью называют нашу способность припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и Р.Шифрина, различают три подтипа памяти и связанных с ней процессов: 1) сенсорную помять, первичное ...
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
Цель:
изучить склонность личности к риску.
Оснащение:
инструкция к методике, Рабочий бланк – анкета, содержит 25 вопросов.
Инструкция:
Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла - полностью согласен, п ...
Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте
В педагогической психологии значительное место уделено изучению генезиса мотивационной сферы в детском возрасте, выделению состава мотивации учения, изучению отдельных мотивов учения, выделению доминирующих, структурообразных компонентов мотивации учебной деятельности. Человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физио ...








