Основной целью нашего исследования было исследовать особенности фрустрации в юношеском возрасте.
Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ о юношеском возрасте, эмоциональных процессах личности юноши и фрустрациях. Наиболее общим выводом следует считать следующий: фактором реагирования во фрустрационных ситуациях является юношеская эмоциональность, наиболее часто переживаемые конкретной личностью эмоциональные реакции.
В ходе исследования было выявлено реальное соотношение и взаимодействие факторов эмоционального реагирования во фрустрационной ситуации и выбора личностью направленности и типа реагирования. Основной вывод, который можно сделать – эмоциональные процессы влияют, главным образом на выбор человеком направленности реакции, и, в гораздо меньшей степени типа реагирования.
Интерпретация данных представляла трудности, так как в гипотезе заложено психологическое содержание принципиально не верифицируемое только математическими методами. Именно теоретическое исследование связи эмоциональных процессов и факторов реагирования во фрустрационной ситуации позволило сформулировать нашу гипотезу такой, какой она представлена в исследовании. А психологическая интерпретация – оценить возможность подтверждения.
[1] Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной – М., 1997, с.374
[2] Р. Бернс. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М., 1997, с. 177
[3] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997, с. 313
[4] Фрустрация. Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990, с. 434
[5] Н.Д. Левитов Фрустрация как один из видов психических состояний. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М., 2002, 313-315
[6] Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999 – Режим доступа: www.ihtik.lib.ru
[7] Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1996, с. 267
[8] Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. – М., 1997, с. 35
[9] Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989, с. 230
[10] Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1998, с.561
[11] Л.И. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе.Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, - М., 1997, с.424
[12] Практическая психодиагностика. Ред.-сост- Д.Я.Райгородский.Самара. 1998.
[13] Эмоциональность//Психология.Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. М.1990.
[14] Ф.Зимбардо. Застенчивость. - М. 1991. С.24.
[15] Д.Майерс. Социальная психология. - СПб.1998.С.485.
[16] Фрустрация/Психология.Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. - М.1990, с.
[17] Ригидность. Там же.
[18] Е – экстрапунитивные реакции; I – интропунитивные реакции; М – импунитивные реакции; ЕD – реакция с фиксацией на самозащите; OD – реакция с фиксацией на препятствии; NP – реакция с фиксацией на удовлетворении потребности;
Неверные стереотипы и низкая самооценка
Деньги потерять - ничего не потерять, время потерять - много потерять, энергию потерять - все потерять. (Альфред де Виньи)
Любое задание можно выполнить, приложив максимум или минимум усилий. Есть разные стратегии, которые лишают сил и энергии, но при этом не приводят к желаемым результатам. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся стра ...
Анализ и регулирование отношений руководства
Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко.
Каждое из самых малочисленных подразделений организации состоит из ограниченного числа сотрудников, работающих под началом одного руководителя, причем все они выполняют аналогичные или сходные функции или все р ...
Диагностика эмпатии у педагогов. Программа
исследования
Исследование проводилось с двумя группами педагогов по 10 человек в каждой группе. В первой группе педагоги работают в коррекционной школе, из них: 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 0-5 лет, 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 15-25 лет. Вторую группу составляют педагоги, работающие в общеобразовательной школ ...