Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
Страница 1

«Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий … такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть…мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [1, c. 122].

Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Основными характеристиками учебной деятельности, отличающими ее от других форм учения является то, что:

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

3) общие способы действия предваряют решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия. Такое учение не есть деятельность).

Добавим еще одну существенную характеристику учебной деятельности: она отвечает познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению. В силу этого самодвижения 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой. Чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает ее в качестве еще одной особенности учебной деятельности, являющейся «активной формой учения»;

5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (И. Лингарт). Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.

Исходя из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач и посредством учебных действий, рассмотрим ее деятельностные характеристики.

Учебная деятельность имеет и свою внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как:

1) мотивация;

2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

3) учебные действия;

4) контроль, переходящий в самоконтроль;

5) оценка, переходящая в самооценку.

Каждому из них присущи свои особенности. Однако здесь необходимо отметить, что, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем.

«Все экспериментальные исследования относительно психологической природы процессов обучения арифметике, письменной речи, естествознанию и другим предметам в начальной школе, – словам Л.С. Выготского, – показывают, что все процессы обучения вращаются, как вокруг оси, вокруг основных новообразований школьного возраста. Все сплетено с центральными нервами развития школьника. Сами линии школьного обучения пробуждают внутренние процессы развития. Проследить возникновение и судьбу этих внутренних линий развития, возникающих в связи с ходом школьного обучения, и составляет прямую задачу анализа педагогического процесса» [2, с. 43]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Игра как психологический метод развития личности
Люди играют в психологические игры. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме это ...

Типы сотрудников (существует множество классификаций, их можно свести к рассмотрению типов характера и темперамента)
Учет склонностей и интересов работников (военнослужащих) при осуществлении управленческого воздействия – это дополнительный мощный фактор достижения успеха в работе. Наиболее существенные типологии: · типология темпераментов (типологические особенности нервной системы); · конституционная типология (астеники, атлеты, пикники); · типо ...

Выводы
Анализ литературы, отражающей исследования отечественных и зарубежных психологов, по данной проблеме, показал: Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру: Ни одна концепция возникновения, формирования психологической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной. Столкновение личности с обс ...