Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию стилей руководства. Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.
Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства:
1. руководитель принимает решение сам и его объявляет;
2. руководитель предлагает решение сотрудникам;
3. руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения;
4. руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения;
5. руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение;
6. руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение;
7. руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках.
На основе континуума, где одна крайность – руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность – руководитель, ориентированный на сотрудников, Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства.
|
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
|
Эксплуататор-скоавторитарная |
Благосклонно-авторитарная |
Консультативно демократическая |
Основана на участии в управлении подчиненных |
Выделяют следующие стили управления (Курт Левин):
· авторитарный (директивный),
· демократический (коллегиальный),
· либерально-анархический (попустительский).
Есть еще несколько классификаций стилей руководства, они развивают или модернизируют предложенную:
· непоследовательный стиль – непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому;
· ситуативный стиль управления (П. Херси) гибко учитывает уровень развития подчиненных и коллектива (ставит в соответствие управленческое воздействие в зависимости от уровня развития сотрудника, коллектива);
· «управленческая матрица» (Р.Блейк, Д.Мутон), в соответствии с ней выделяется 5 типов руководителей: «либерал», «организатор», «манипулятор», «пессимист», «диктатор»;
· в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности (японский автор Т. Коно) – 4 типа: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный, новаторско-аналитический.
Теории, основанные на ситуационном подходе, считают, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом.
Ситуационная модель Фидлера учитывает три фактора:
· отношения между руководителем и подчиненными,
· объем законной власти,
· структура групповой задачи.
Теория Митчел-Хауса: «путь-цель» выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели.
Теория Врум-Йетон предполагает, что для принятия решения можно использовать дерево решений.
Функции семьи
Репродуктивная: в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регул ...
Психологические особенности проявления
акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран
ближнего зарубежья. Этнопсихологические
особенности проявления акультурации беж
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосо ...
Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности
дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий м ...








