Самоактуализация как высшая потребность человека
Страница 1

Психология » Абрахам Маслоу о потребностях человека » Самоактуализация как высшая потребность человека

Рассмотрим потребность в самоактуализации более подробно, как вершину иерархии потребностей.

Самоактуализация[16] (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе»[17].

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Казалось бы, многие люди за свою жизнь могут подойти к реализации этой высшей потребности, но по какой то причине это не происходит. Маслоу приводит несколько таких причин.

Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.

Комплекс Ионы

Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Люди предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя.

Этот «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.

Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты[18]:

Страницы: 1 2


Результаты проведенного эксперимента. Экспериментально-психологическое обследование младших школьников (выявление степени тревожности)
Исследование проводилось на базе 1 «Б» класса СШ №22 г. Павлодара. Нами было обследовано 20 детей младшего школьного возраста и их семьи. Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье и выявить причины детской школьной тревожности. Задачи: 1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, ...

Конфликт как механизм развития
Генетическая теория Ж. Пиаже основывается на представлении о существовании двух базовых процессов, обслуживающих адаптацию, и, следовательно, объясняющих развитие: ассимиляции и аккомодации. Их реципрокность оказывается по мнению Пиаже, механизмом, обеспечивающим устойчивость адаптационных процессов. В рамках возрастной динамики наруше ...

Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
«Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий … такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть…мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного соверш ...