Нравственные положения, которые определяют поступки ребенка, не имеют достаточно обобщенного характера. Нравственные положения, которые вошли в сознание школьника, еще в недостаточной мере стали устойчивым его достоянием. В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает нравственный принцип, по которому ему следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает переживания стыда, раскаяния, иногда страха (11, с.242).
Приложение 1
Виды копинг-стратегии
Название |
Содержание |
Остаюсь сам по себе, один |
- Уход от общения, погружение в свой собственный мир |
Обнимаю, прижимаю, глажу |
Телесный контакт, отношение привязанности |
Плачу, грущу |
Эмоциональное отреагирование – через горе и сострадание |
Борюсь, дерусь |
Агрессия, направленная на другого человека, тип реакции |
Молюсь |
Обращение к Богу или Высшей силе и Разуму с просьбой помочь разрешить трудную ситуацию |
Прошу прощения, говорю правду |
Исповедь, признание греха |
Говорю сам с собой |
Внешняя речь – проговаривание конкретной неприятной или трудной ситуации с целью ее осмысления и отреагирования |
Думаю об этом |
Внутренняя речь – обдумывание ситуации с целью ее осмысления |
Стараюсь забыть |
Подавление или вытеснение – забывание неприятной ситуации |
Кусаю ногти, схожу с ума |
Аффективное отреагирование с агрессией, направленной на себя. |
Бью, ломаю, швыряю – схожу с ума |
Агрессивное отрагирование с агрессией, направленное во вне |
Воплю, кричу, бью, ломаю |
Аффективное отреагирование как вариант активного протеста |
Дразню – дерусь, борюсь |
Вербальная и физическая агрессия, направленная на другого человека |
Ем или пью – стараюсь расслабиться |
Насыщение с последующим расслаблением |
Сплю – ем или пью |
Восстановление физических сил |
Мечтаю, представляю – рисую, пишу, читаю – играю, гуляю |
Детская «работа» |
Смотрю телевизор, слушаю музыку – рисую, пишу, читаю – гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде |
Детские развлечения как отвлекающие занятия |
Гуляю, бегаю – катаюсь на велосипеде – играю – говорю с кем-нибудь |
Совместные занятия, общение, развлечения |
Бегаю – катаюсь на велосипеде – ем или пью |
Физические нагрузки, требующие восстановления сил |
Играю – бегаю, гуляю – ем или пью – стараюсь расслабиться – сплю |
Физические нагрузки, требующие восстановления сил и расслабления |
Диагностика эмпатии у педагогов. Программа
исследования
Исследование проводилось с двумя группами педагогов по 10 человек в каждой группе. В первой группе педагоги работают в коррекционной школе, из них: 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 0-5 лет, 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 15-25 лет. Вторую группу составляют педагоги, работающие в общеобразовательной школ ...
Основные типы личности
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию – тип (E) и нейротизм – тип (N). В дальнейшем он определил третий тип – психотизм – (P), хотя и не отрицал возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения. Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры л ...
Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях
физической культурой и спортом
Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков:
– слабое физическое развитие подростков;
– отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;
– отсутствие ...