Нравственные положения, которые определяют поступки ребенка, не имеют достаточно обобщенного характера. Нравственные положения, которые вошли в сознание школьника, еще в недостаточной мере стали устойчивым его достоянием. В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает нравственный принцип, по которому ему следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает переживания стыда, раскаяния, иногда страха (11, с.242).
Приложение 1
Виды копинг-стратегии
Название |
Содержание |
Остаюсь сам по себе, один |
- Уход от общения, погружение в свой собственный мир |
Обнимаю, прижимаю, глажу |
Телесный контакт, отношение привязанности |
Плачу, грущу |
Эмоциональное отреагирование – через горе и сострадание |
Борюсь, дерусь |
Агрессия, направленная на другого человека, тип реакции |
Молюсь |
Обращение к Богу или Высшей силе и Разуму с просьбой помочь разрешить трудную ситуацию |
Прошу прощения, говорю правду |
Исповедь, признание греха |
Говорю сам с собой |
Внешняя речь – проговаривание конкретной неприятной или трудной ситуации с целью ее осмысления и отреагирования |
Думаю об этом |
Внутренняя речь – обдумывание ситуации с целью ее осмысления |
Стараюсь забыть |
Подавление или вытеснение – забывание неприятной ситуации |
Кусаю ногти, схожу с ума |
Аффективное отреагирование с агрессией, направленной на себя. |
Бью, ломаю, швыряю – схожу с ума |
Агрессивное отрагирование с агрессией, направленное во вне |
Воплю, кричу, бью, ломаю |
Аффективное отреагирование как вариант активного протеста |
Дразню – дерусь, борюсь |
Вербальная и физическая агрессия, направленная на другого человека |
Ем или пью – стараюсь расслабиться |
Насыщение с последующим расслаблением |
Сплю – ем или пью |
Восстановление физических сил |
Мечтаю, представляю – рисую, пишу, читаю – играю, гуляю |
Детская «работа» |
Смотрю телевизор, слушаю музыку – рисую, пишу, читаю – гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде |
Детские развлечения как отвлекающие занятия |
Гуляю, бегаю – катаюсь на велосипеде – играю – говорю с кем-нибудь |
Совместные занятия, общение, развлечения |
Бегаю – катаюсь на велосипеде – ем или пью |
Физические нагрузки, требующие восстановления сил |
Играю – бегаю, гуляю – ем или пью – стараюсь расслабиться – сплю |
Физические нагрузки, требующие восстановления сил и расслабления |
Методы диагностики памяти
Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. Для успешности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:
1. Кратковременную зр ...
Виды наркотической зависимости
Понятие наркомания в переводе с греческого означает - «оцепенение» и «безумие, восторженность», что в полной мере отражает патологическое влечение к наркотическим веществам.
Наркотические вещества употребляют различными способами: глотание, инъекции, вдыхание, введение через капельницы. Существует две формы привязанности к наркотически ...
Методы и методики исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был применен ряд методов:
- теоретический анализ научной литературы по социологии, девиантологии, психологии индивидуальных различий по проблеме исследования влияния психологических особенностей лиц употребляющих наркотические вещества;
- эмпирические – психодиагностические методы;
- ...