Теоретическая часть. Что такое личность
Страница 2

В общей психологии - это систематическое качество, приобретаемое индивидуумом в процессе деятельности.

Большая психологическая энциклопедия дает следующее определение личности - это опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности в таком качестве обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения приобретает и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

Активностью - стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за гранями требований ситуации и ролевых предписаний;

Направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

Глубинными смысловыми структурами (согласно Л.С. Выгодскому), обуславливающими ее сознание и поведение; они устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип опосредования деятельного);

Степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и прочее.

Еще одно определение личности: "личность - характерные черты поведения отдельного человека".

"Личность", следовательно, в этом случае выводится из поведения, то есть чья-то личность считается причиной его (ее) поведения. К этому можно добавить, что во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

Как отмечали Хьелл Л. и Зиглер Д. в своей книге "Теории личности", большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

В большинстве определений личность предстает в виде некой гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность - абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые "отвечают" за устойчивые формы поведения. Личность, как таковая, относительно не измена и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируются. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые, для людей, поступки.

В повседневном и научном языке очень часто встречается, наряду с термином "личность", такие термины как "человек", "индивид", "индивидуальность". Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения Homo sapiens.

Индивид - это единственный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и так далее. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагируются от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-исторической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности проявления акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья. Этнопсихологические особенности проявления акультурации беж
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосо ...

Основные трудности и проблемы метода тренинга
Различные проблемы могут возникать на различных этапах тренинга. Так, на самом первом этапе формирования команды, когда участники ещё не вполне ясно представляют себе цели и ожидания, межличностные отношения носят поверхностный, формальный характер. В команде ещё нет атмосферы доверия; отсутствует ясность в понимании целей; не установл ...

Конфликт – дитя противоречий.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Более того, по с ...