Выводы
Страница 1

Анализ литературы, отражающей исследования отечественных и зарубежных психологов, по данной проблеме, показал:

Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру:

Ни одна концепция возникновения, формирования психологической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной.

Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.

Злоупотребление наркотиками является защитной активностью личности перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для него потребностей и носит адаптивный смысл.

Побуждением к употреблению наркотиков может быть не только ожидания снижения напряженности неудовлетворенных потребностей, но и ожидания возрастания возможностей действования на фоне наркотического опьянения. Речь идет об отношении к наркотику как средству, увеличивающему возможности индивида во взаимодействии с миром.

Благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение.

Психологи и врачи могут в общих чертах нарисовать психологический портрет наиболее распространенного типа личности наркомана, это люди чувствительные, эмоционально трудно приспосабливаются и чувствуют себя неуютно в обществе, трудно справляются с трудностями в жизни. Они не имеют устойчивых и определенных социальных интересов, планов на будущее и уверенности в завтрашнем дне.

Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью - наиболее удобное время приобщения к наркотикам.

Существует психическая предрасположенность одних людей и большая устойчивость других к наркологическим заболеваниям.

Конечно, приведенный анализ не является исчерпывающим. Однако, он дает возможность увидеть многогранность существующей проблемы. В связи на наш взгляд эффективное лечение наркомании возможно, только при условии его системного лечебного воздействия, способного повысить возможности наркозависимой личности самореализоваться в динамичной социальной среде.

1. Для решения поставленных задач нами было создано две экспериментальные группы:

В контрольную группу вошли 20 респондентов имеющих наркотическую зависимость и находящихся на лечении в реабилитационном центре. Возраст испытуемых 21-27 лет. Стаж употребления наркотическими препаратами составляет от 2 до 4 лет. В экспериментальную группу вошли 20 респондентов, не употребляющие наркотические вещества, возраст респондентов 21-27 лет.

1. Для оценки психологических особенностей респондентов применялся психодиагностический комплекс, который составили следующие методики:

· Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»;

· Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;

· Опросник мотивации достижения Мехрабиана;

· Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера;

· Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН);

Страницы: 1 2


Бихевиористический подход
Сторонники бихевиористическое направления отстаивают мысль о непрерывном влиянии на человека его социального окружения. В рамках этого подхода позитивные связи хронического наркомана с обществом ограничиваются контактами с членами наркоманской группы. В психологической структуре личности наркомана выделяют его не терпимость к боли и эмо ...

Иерархия потребностей
Абрахам Маслоу [Maslow, 1968, 1987] полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояние полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучше ...

0заимодействие студентов со своим окружением
Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость – это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирова ...