Схематизация
Страница 2

Ролевые схемы

– структуры знаний о требованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям. Каждый из нас обладает представлениями о том, что должен делать, каким должен быть человека, занимающий определенную позицию в обществе, т.е. выполняющий соответствующую социальную роль. Эти представления могут варьироваться от человека к человеку, от ситуации к ситуации, но, тем не менее, они определяют наши ожидания. На основе таких представлений и ожиданий и формируется социальный стереотип, в основе которого лежит установка, своеобразная предуготованность к определенного рода оценкам и интерпретациям [29].

Использование схем

. Люди, ситуации и события могут обладать различными характеристиками, не всегда очевидными для выбора в качестве оснований для категоризации, а следовательно для выбора соответствующей схемы. В процессе выбора схем люди исходно предпочитают принятие скорее субтипов нежели уровня представленности в иерархии, а также более предпочтительное принятие стереотипов и социальных ролей по сравнению со схемами черт. Предпочтение может отдаваться так же более легко идентифицируемым и активизируемым схемам, основывающимся на индивидуально значимых индикаторах, например, цвету кожи, одежде, привлекательности, контекстуальной отличаемости (единственная женщина в компании мужчин) и т.п. Большую роль играет привычность использования схем к оценке человека [29].

Чем чаще схема используется, тем более верифицированной она субъективно воспринимается, формируя иллюзию валидности. Примером такого рода ригидности использования схем часто является практика людей, работающих в системе человек – человек в течение многих лет, в частности, педагогов. Опыт работы со многими классами и учениками приводит к типизации последних и последующей схематизации по крайней мере наиболее выделяющихся. В последствии же выработавшаяся схема начинает оказывать медвежью услугу педагогу, т.к. у него формируется представление о том, что он уже представляет, какое развитие взаимоотношений с данным учеником его ждет.

Приобретение, развитие и изменение схем

. В соответствии с общей теорией схем они научаются или приобретаются из прямого или опосредованного опыта взаимодействия с социальным окружением. Именно через непосредственный опыт и происходит формирование основного репертуара схем.

Менее исследован процесс формирования схем. Большая часть из предложенных различными авторами процессов носит преимущественно гипотетический характер. Янчук В.А. приводит две классификации процессов, лежащих в основе формирования схем.

Р.Норман (R.Norman), выделяет следующие три процесса:

1. Наращивание – тип научения фактов, прослеживание которых приводит к их фиксации в памяти для последующего воспроизведения.

2. Настройка – сформировавшаяся схема переопределяется и адаптируется для более тесного увязывания с жизненным опытом.

3. Реструктурирование – процесс создания новых схем через их паттернированное обобщение.

Ротбарт (Rothbbart) предлагает следующие три процесса:

1. Бухгалтерия – медленный процесс изменения как реакция на новую очевидность.

2. Конверсия – изменение в случае достижения противоречиями старой схемы состояния критической массы, сопровождаемое радикальной трансформацией.

Страницы: 1 2 3


Тонкое искусство собеседования
Считается, что проведение эффективного собеседования это целое искусство, которое требует импровизацию и чувство такта. Но даже на Западе есть свои каноны, списки типовых фраз и вопросов, которые обязательно рекомендуется задать кандидату [приложение 1]. Вопросы о хронических заболеваниях на Западе считаются запрещенными. Рекрутеры пыта ...

Каков ваш стиль работы?
В мире бизнеса нужны всякие работники. Специалисты обычно делят людей на две группы согласно той степени власти, которой они обладают, — на руководителей и подчиненных. Существуют и другие способы классификации работников, позволяющие оценить их вклад в деятельность компании. Профессор Майкл Дж. Киртон в Хатфильдском политехническом инс ...

Готовы ли вы поменять работу?
Когда Шерон четыре года назад устроилась на работу на должность помощника редактора в издательство одной газеты, она страстно желала преуспеть на новом рабочем месте. Теперь она демонстрирует предательскую незаинтересованность в выполнении своих обязанностей. Она подолгу мечтает о путешествиях, много общается с сотрудниками и все чаще и ...