Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Страница 2

Психология » Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста » Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру

4

. "Компас"

. На земле нарисовали круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написали согласно направлению буквы "С" (север), "Ю" (юг), "3" (запад), "В" (восток). Сразу перед игрой объяснили правила: игру начинать по сигналу воспитателя; за каждое нарушение правил будут начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры, попросили двух человек повторить эти правила. После этого детям было предложено стать спиной к центру круга, и слушать команду воспитателя: "Юг!", "Север!", "Запад!", "Восток!" По команде: "Юг!" все должны были повернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивался на 180°. Другим в это время надо было сделать пол оборота направо или налево, чтобы выполнить команду воспитателя. Это зависело от того, в каком положении находился тот или иной игрок. Руководитель подавал различные команды, и дети принимали соответствующие положения. Тот, кто ошибался (повернулся не в ту сторону), получал штрафное очко. Победителем считается тот, кто за время игры набирал меньше штрафных очков. Игра воспитывала честность (дети сами считали штрафные очки), упорство (надо было стараться четко выполнять команды, не ошибаться), выдержку.

Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку.

Для организации и проведений игр (если проводилось 2 – 3 сразу) требовалось не менее 8 – 10 мин. Например, в игре "Горелки"

перед детьми ставилась задача соблюдать следующие правила: игру начинать по сигналу взрослого; бег начинать можно было только по окончании речитатива. Дети становились парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3—4 м было место водящего. По сигналу взрослого дети начинали речитатив:

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи, тебе гореть, тебе гореть!

Как только ребята заканчивали речитатив, первая пара разъединяла руки и бежала вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где водящий уже не мог ловить. Он должен был поймать одного из ребят, иначе ему приходилось водить снова. Водящий становился сзади всех в пару с тем, кого поймал. Другой из этой пары становился водящим. В игре побеждали те, кто ни разу не были пойманы. Эта игра была для учащихся новой, поэтому ее разучивали, а потом уже дети играли даже самостоятельно .

Игра "У медведя во бору"детям была знакома. Но все равно некоторые не соблюдали правила, которые заключались в следующем: игру начинать по сигналу руководителя; водящий мог выбегать из "берлоги", только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналу руководителя дети подходили к "медвежьей берлоге" и начинали делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривали:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь сидит,

На меня рычит.

Когда дети произносили последнее слово – "рычит", "медведь" с рычанием выскакивал из берлоги и ловил кого-нибудь. Пойманного он отводил в берлогу. Игра заканчивалась с окончанием перемены. Победителями становились не пойманные дети. Как игра "Горелки", так и эта игра воспитывали выдержку, решительность, дисциплинированность.

Игры имели свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала добровольное участие детей. Старались подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. Подвижные игры, формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах (не более 10 – 15 человек в каждой). При большом числе желающих играть в одну и ту же игру ("Два Мороза", "Тише едешь – дальше будешь", "Караси и щука") или в различные игры, их проводили с несколькими группами детей, в разных местах. После выявления победителей, состязания продолжались с новым составом игроков.

В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в помещении. Заранее определяли время, на активную двигательную деятельность детей. Отбирался требующийся для игр инвентарь, часто к его подготовке привлекали самих детей.

Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили живее, использовали игротеку. На место выносился небольшой ящик с мелким игровым инвентарем (игротека). Инвентарь раздавался всем желающим, и предлагалось самостоятельно или совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами (мячами, обручами, скакалками). Подбирали игры, которые не носили остроконфликтный характер, не вызывали большой игровой азарт. Игры подбирали с простым сюжетом, давали возможность любому ребенку войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры были непродолжительны. Иногда некоторые дети просто наблюдали игру со стороны. С детьми играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Это были игры:

Страницы: 1 2 3 4


“Пересядьте те, кто...”
Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга, физическая разминка. Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться м ...

Диспозициональная теория личности
Диспозициональная (от англ. disposition - предрасположенность) теория имеет три основных направления: "жесткое", "мягкое" и промежуточное - формально-динамическое. Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преим ...

Лицо – зеркало человека
Известный западный специалист в области физиогномики, психолог Родней Дейвис рекомендует кадровым работникам использовать в своей работе данные житейской психологии. К примеру, проводя беседу с тем или иным соискателем, обращать внимание на строение его лица (носа). Идеальными считаются пропорции, при которых нос составляет ровно треть ...