Игровая коррекция поведения детей в группе
Страница 1

Психология » Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков » Игровая коррекция поведения детей в группе

Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной работы с детьми дошкольного и младше­го школьного возраста. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррек­ция используется при различных формах нарушения по­ведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, на­рушениях общения у детей.

Этапы психокоррекции

Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для детской группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникаю­щий в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковской (1988), проходит три отчетливо выяв­ляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и зак­репляющий. На первом этапе детям предоставляется воз­можность спонтанной игры. Тактика педагога наименее ди­рективна. На этом этапе решаются следующие задачи.

1. Выявление особенностей эмоционально-поведенчес­кой сферы, требующих коррекции.

2. Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчеза­ют, дети становятся более активными. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, ис­пользуются специальные приемы. Задача ведущего — проде­монстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происхо­дит эмоциональное отреагирование внутреннего напряже­ния, неприятных переживаний, широко используются сю-жетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совер­шается разрешение многих внутренних конфликтов, кото­рые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм — протест, направленный против педагога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой сим­патии как к взрослому, так и к партнерам по игре.

На третьем этапе дети закрепляют способность само­стоятельно находи гь нужные способы поведения. Задача ведущего — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обо-гагнть игровую деятельность. Целью этого периода явля­ется закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо до­биться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика педагога подчинена внутренней -динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

I этап. Тактика педагога наименее директивна. Он на­блюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоци­ональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ре­бенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по по­воду игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спон­танной активности ребенка.

Страницы: 1 2


Мужчины любят рисковать
99% наших забот касается того, что никогда не случится. (Маргарет Тэтчер) Чтобы брать на себя большую ответственность, мужчины постоянно испытывают на прочность границы, желая расширить свою свободу действий. После неудачи они пробуют добиться своего вновь и вновь, руководствуясь девизом: "Новая игра, новое счастье!" Этот при ...

Причины отклоняющегося поведения. Биологические предпосылки поведенческих девиаций
Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия - та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития ...

Взаимосвязь между психически функциональными состояниями и деятельностью
Общая характеристика функциональных состояний Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточ ...