Процессуальный этап условий формирования социально – психологического типа личности.
Страница 1

Психология » Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка » Процессуальный этап условий формирования социально – психологического типа личности.

Этот этап предполагает организацию и управление педагогическим процессом, который требует от педагога установления дисциплины и рабочей обстановки на занятиях. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя с учащимися.

На этом этапе осуществления педагогического процесса педагогу приходится значительную часть времени тратить на организаторскую деятельность.

Организаторская деятельность имеет три аспекта:

1) организация своего положения (рассказ, беседа, лекция);

2) организация своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности);

3) организация деятельности детей (коллективной, групповой, индивидуальной).

Для осуществления организаторской деятельности педагогу необходимы определенное психологическое развитие и психолого-педагогическая подготовка, где организаторские, артистические и экспрессивные способности играют решающую роль. Особое место в организаторской деятельности учителя занимают психологические качества такие, как хорошее распределение внимания, смысловая память, гибкое творческое мышление, среди волевых качеств выдержка и самообладание, управление собой и настроением. В то же время немаловажную роль играют и сформированные у учителя организаторские умения, среди которых А.К. Маркова выделяют следующие: умение удерживать устойчивую позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; умение реализовать свои организаторские способности в управлении педагогической деятельностью; умение управлять своими эмоциональными состояниями, приводя их в конструктивный, а не разрушительный характер; умение воспринимать свои позитивные возможности и возможности учащихся, этим самым способствуя регулированию их психических состояний.

На этом этапе осуществления педагогической деятельности значимое место уделяется коммуникативной деятельности учителя, без которой невозможна передача знаний от педагогов к ученику.

Коммуникативная деятельность предполагает сотрудничество учителя и учащихся. Успех педагогической деятельности во многом зависит от тогo, как сложатся взаимоотношения между ними.

Во взаимоотношениях учащихся и целых коллективов с учителем, как правило, образуется стереотип. В зависимости от того, какой это стереотип – положительный или отрицательный, учащиеся воспринимают или только положительную, или только отрицательную сторону в личности учителя, в его требованиях к себе. Этот стереотип отношений носит динамический характер. Смена стереотипа в ту, или другую сторону не происходит плавно - нужно какое - то событие. Перерыв в отношениях, случай и т.п. Положительный cтереотип отношения сменяется oтрицательным легче, чем наоборот, отрицательный положительным. Учителя не всегда развивают отношения с учащимися в положительном направлении. Чаще всего причиной является то, что нередко учащиеся «вырастают» из требований учителя, а учитель продолжает видеть в учащихся детей, которых нужно опекать, добиваться только послушания, не предоставляет им самостоятельности.

Коммуникативная деятельность предъявляет высокие требования к потребности у педагога к общению, владению им педагогическим тактом, педагогической импровизацией, умением применять разные средства психологического воздействия. В связи с этим возникает проблема педаго­гического общения и выработки индивидуального стиля коммуникативной деятельности. В процессе педагогического общения педагог выполняет пять функций как отмечает Л.М. Митина: информационную, социально- перцептивную, презентативную, интерактивную, аффективную, что приводит неизбежно к становлению определенного типичного для него стиля поведения.

Страницы: 1 2 3


Кляксография
научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение Приложение Итоговое ...

Адаптация личности к профессиональной деятельности
Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда — профессиональная среда" [19], есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание не противоречит общей ...

Исследование конфликтной динамики младших школьников
Из вышеизложенного следует, что взаимодействие на уроке – учебно-предметное и социально-межличностное – имеет конфликтный характер и содержит пять основных факторов, различающихся по материалу конфликта, его детерминантам, форме и содержанию взаимодействия. Отсюда можно по выделенным в предварительном эксперименте критериям описать вза ...