Процессуальный этап условий формирования социально – психологического типа личности.
Страница 2

Психология » Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка » Процессуальный этап условий формирования социально – психологического типа личности.

Однако те или иные стили поведения предопределяются и детерминированы личностными особенностями характера педагога. Поэтому из большого количества предлагаемых отечественными и зарубежными психологами стилей общения и классификаций мы выбрали подход, который подчеркивает важность коммуникативных установок педагога, построенных на двух противоположных линиях поведения, монологизированном и диалогизированном.

К наиболее типичным характеристикам педагогического общения относятся 7 стилей общения, отличающихся как по своему психологическому содержанию, так и по своей распространенности среди педагогов-практиков. Рассмотрим эти стили и их характерные черты.

Доверительно-диалогический стиль характерен дли 29% учителей, которые проявляют следующие личностные свойствa:

• активность, контактность и высокая эффективность общения;

• педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности учащегося и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности учащихся;

• уверенная открытость, искренность и естественность в общении;

• бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству;

• индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций, углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения учащихся, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков;

• целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта как пережитого знания;

• высокая импровизационность в общении, готовность к новизне, ориентация на дискуссию, на обсуждение;

• стремление к собственному профессиональному и личностному росту;

• достаточно и адекватная самооценка:

• развитое чувство юмора.

Альтруистический стиль (6%):

• подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и ученикам в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у учащихся зависимости («порабощение с благими намерениями»);

• потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жиз­ни), отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны учащихся;

• отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения.

Конформный стиль (4%);

• поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации; • отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена его ориентацией на некритическое «согласие» (иногда сведение необходимой дистанции до минимума, панибратство), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности;

• ориентация на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам («быть не хуже других»);

• уступчивость, неумеренность, недостаток требовательности,

• инициативы; лабильная или низкая самооценка.

Пассивно-индифферентный стиль (10 %):

• холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное ролевое общение;

• отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость;

• безразличие к учащимся и низкая сензитивность к их состоянию «эмоциональная глухота»; высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения

Страницы: 1 2 3


Использование принципа женской кооперации
Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия. (Бальтасар Грасиан) Для того чтобы пользоваться принципом женской кооперации, советуем Вам придерживаться следующих советов: l. "Пригласить саму себя". Когда мы говорим, что "мужчины любят работать с мужчинами", это не значит, что они не мог ...

Мотивация потребления алкоголя у подростков
Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие: 1. Эмоциональные: становится веселей жить; с расстройства, с горя; с радости; для разрядки, чтобы снять усталость; чтобы отвлечься от повседневных забот. 2. Ритуальные: отмечаю праздник. 3. Общение: выпив, легче общаться; за ко ...

Исследование наблюдательности как активного восприятия. Идея и методика исследования
В основу исследования мы положили представление о многообразии проявления деятельности восприятия как активного, сознательного, контролируемого процесса. Осознанное восприятие развивается на основе бессознательного и регулируется волей человека. Отсюда возникает возможность исследовать активность восприятия как деятельности, вскрывающей ...