Однако те или иные стили поведения предопределяются и детерминированы личностными особенностями характера педагога. Поэтому из большого количества предлагаемых отечественными и зарубежными психологами стилей общения и классификаций мы выбрали подход, который подчеркивает важность коммуникативных установок педагога, построенных на двух противоположных линиях поведения, монологизированном и диалогизированном.
К наиболее типичным характеристикам педагогического общения относятся 7 стилей общения, отличающихся как по своему психологическому содержанию, так и по своей распространенности среди педагогов-практиков. Рассмотрим эти стили и их характерные черты.
Доверительно-диалогический стиль характерен дли 29% учителей, которые проявляют следующие личностные свойствa:
• активность, контактность и высокая эффективность общения;
• педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности учащегося и детского коллектива, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности учащихся;
• уверенная открытость, искренность и естественность в общении;
• бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству;
• индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций, углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения учащихся, их личностной проблематики, учет полимотивированности их поступков;
• целостное воздействие на личность и ее ценностно-смысловые позиции, передача опыта как пережитого знания;
• высокая импровизационность в общении, готовность к новизне, ориентация на дискуссию, на обсуждение;
• стремление к собственному профессиональному и личностному росту;
• достаточно и адекватная самооценка:
• развитое чувство юмора.
Альтруистический стиль (6%):
• подчинение себя задачам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и ученикам в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у учащихся зависимости («порабощение с благими намерениями»);
• потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жизни), отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны учащихся;
• отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения.
Конформный стиль (4%);
• поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно четко определенными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации; • отсутствие стремления к углубленному пониманию учащихся, подмена его ориентацией на некритическое «согласие» (иногда сведение необходимой дистанции до минимума, панибратство), внешняя формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности;
• ориентация на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам («быть не хуже других»);
• уступчивость, неумеренность, недостаток требовательности,
• инициативы; лабильная или низкая самооценка.
Пассивно-индифферентный стиль (10 %):
• холодная отстраненность, предельная сдержанность, подчеркнутая дистантность, ориентация на поверхностное ролевое общение;
• отсутствие потребности в эмоциональной включенности в общение, замкнутость;
• безразличие к учащимся и низкая сензитивность к их состоянию «эмоциональная глухота»; высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворенностью процессом общения
Развитие
ролевой игры в дошкольном возрасте
Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональной схе ...
Управление общением в коллективе
Общение в коллективе – коммуникативные процессы, очень важны для успешного выполнения целей, стоящих перед коллективом, для достижения управляемости подразделения.
Основными функциями коммуникативных процессов в коллективе:
· информативная, передача сведений,
· интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между членами ...
Как пользоваться "принципом главаря"
В этой жизни необходимы лишь невежество и самоуверенность - и успех вам обеспечен. (Марк Твен)
Уподобляться "мужеподобным" женщинам - едва ли умное поведение, потому что оно не естественно и не убедительно. Необходимо использовать собственное игровое пространство, проявляющееся в женственности, не превращаясь, однако, в " ...