Во второй главе нашей работы мы определили особенности самооценки и статусное положение подростков в классе.
Реализованная на практике модель процесса формирования адекватности самооценки позволит выявить определённые результаты, которые требуют экспериментального подтверждения. Поэтому на третьем этапе проводилось контрольное исследование, целью которого было следующее:
1. оценить результаты формирующего эксперимента по статусному положению в группе;
2. выявить особенности развития самооценки и уровня притязаний после проведения формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач воспользуемся следующими методами и методиками:
1)Тест по определению социально-психологического типа личности;
2)Тест диагностики организаторских и коммуникативных способностей «КОс»;
3)16 - факторный опросник Раймонда Кеттелла;
4) методы математической статистики, Т-критерии Вилкоксона.
В теоретической части нашего исследования отмечалось, что неадекватная самооценка обусловлена главным образом сферой межличностных отношений. Поэтому одной из целей коррекционной работы было формирование конструктивных навыков общения со сверстниками, что ведёт к более гуманным отношениям в социальной среде и, соответственно, к формированию адекватной самооценки.
Констатирующий эксперимент проводился в 2007 -2008 годах на базе МОУ СОШ №18 г. Челябинска в 5-м классе без специализированных уклонов на детях в количестве 26 человек.
На первом этапе проводилась методика «Тест по определению социально психологического типа личности» с целью определить изменения в социально-психологическом типе личности подростков.
В результате категории типов личности каждого ребенка в экспериментальной группе:
Гармоничный тип личности – 2 человека;
Интровертивный тип личности – 5 человек;
Конформный тип личности – 3 человека;
Сензитивный тип личности –5 человек;
Инфантильный тип личности – 5 человек;
Доминирующий тип личности – 3 человека;
Тревожный тип личности – 3 человека.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод (смотри график 3.1.):
- в экспериментальной группе из 8% детей имеют гармонично-развитый тип личности и относятся к 1-й группе, более 54% детей то же имеют благоприятный социально психологический тип личности и относятся ко 2-й группе, 38% относятся к 3-третьей группе;
На втором этапе проводилось повторное тестирование по методике «Тест по определению социально-психологического типа личности» с целью определения типа личности подростка и его изменения.
Результаты проведения представленной методики в группе детей подросткового возраста выглядят следующим образом:
в экспериментальной группе (график 3.2.) из общего количества детей:
Гармоничный тип личности –2 человека;
Интровертивный тип личности – 3 человека;
Конформный тип личности – 3 человека;
Сензитивный тип личности – 7 человек;
Инфантильный тип личности – 7 человек;
Доминирующий тип личности – 2 человека;
Тревожный тип личности – 2 человека.
Результаты вторичного проведения методики, «Тест по определению социального типа личности подростка», имеем следующие результаты: к 1-й группе типологии личности подростка относится 8% детей имеющих гармонично-развитый тип личности, ко 2-й группе относится 62% детей имеющих благоприятный тип личности, к 3-й группе относится 30% детей склонные к конфликтному общению.
Также следует отметить, что после коррекционно-развивающей программы уровень притязаний уменьшился у ряда подростков, что ведёт к более правильному и, следовательно, к бесконфликтному общению.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
График 3.2. Исследование коммуникативных качеств личности до и после коррекционно-развивающей программы и дифференцирование их на группы.
На третьем этапе мы проводили опрос подростков с помощью методики «КОс» для проверки изменения коммуникативных навыков.
Результаты проведения представленной методики в группе детей подросткового возраста выглядят следующим образом:
Результаты до коррекционной работы:
8 % имеет 1-ю группу коммуникативных качеств личности;
12 % имеет 2-ю группу коммуникативных качеств личности;
Методика экспериментального исследования
Для исследования морально-волевых качеств были взяты учащиеся 8 класса 20 школы в количестве 15 человек.
Исследование проводилось при помощи таких методик, как:
1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
2. Методика «Социальная смелость» Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследовани ...
Методы психологической диагностики: наблюдение, беседа, интервью,
анкетирование
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Наблюдение
1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта ...
Карьерный взлет
Фактический руководитель обычно помалкивает.
Большинство женщин успешно справляются со своими обязанностями руководителя. Как ни странно, многие чувствуют себя действительно на своем месте. Конечно, их радует должность, которой они по праву гордятся. Между тем часто возникает вопрос: правильно ли я делаю то, что делаю? Есть повод задум ...