Важная задача психологии — дать описание личности предпринимателя — его психологический портрет, а также ответить на вопросы, насколько он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлекателен для соотечественников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.
Предприниматель должен обладать следующими качествами:
• завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
• организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);
• торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Мещанину требуются другие качества:
• хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;
• деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.
Третья составляющая капиталистического духа — бюрократия. Черты бюрократа: преданность корпорации, работа ради ее прибыли — способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.[11] Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто правительство России, стремясь к тоталитаризму, боролось с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.
Согласно мнению знаменитого психолога Г. Юнга, наибольшая предрасположенность, склонность к предпринимательству — у экстравертов.
В рамках социально-психологической теории депривации[12] было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.
Существует проблема восприятия налогообложения предпринимателями: их поведение в условиях разного уровня налогов, причины и факторы уклонения от уплаты налогов. Актуальны исследования кросскультурного уровня, устанавливающие корреляции между предпринимательской деятельностью и национальными, этническими, культурными и другими особенностями индивидов и социальных групп. Так, было установлено, что в отличие от населения США и Японии, видящего в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие места, в Европе образ предпринимателя в целом мало позитивен. Во-первых, это связано с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности. Во-вторых, с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях идеологизированной советской экономики). В-третьих, с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью.
В четвертых, с завистью по поводу его прибыли и доходов.
К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся (в интеллектуальном блоке) компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; (в коммуникативном блоке) талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умеение идти против течения; (в мотивационно-волевом блоке) склонность к риску, ;внуутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое). [13]
По мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и не предпринимателей. Различия в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в уровне предприимчивости, заключенной в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, осуществляемой параллельно бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С такой позиции объяснима и фигура интрапренера — человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.
Эмпирическоое
исследование взаимодействия студентов со своим окружением. Организация
и методы исследований
На базе физико-математического факультета среди студентов первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов в количестве 20 человек с каждого курса были проведены исследования, с целью выявления направленности личности в общении и межличностного поведения человека в группе.
Для работы были подобраны две методики: методика диагност ...
Проблемы исследования и коррекции
эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Эмоции
и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эмоции
- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...
Метод изучения личности. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более ...