Гипотеза психологических качеств успешного предпринимателя
Страница 1

Психология » Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству » Гипотеза психологических качеств успешного предпринимателя

В качестве гипотезы выделено два вида культурных факторов, определяющих развитие предпри­нимательства в России. Первый вид имеет сквозной исторический характер, так как наблюдается практически на всех этапах развития, а второй проявля­ется только на отдельных этапах. Это можно объяснить следующим образом. Существуют как общенациональные черты характера, присущие представите­лям всех сословий, независимо от социального статуса, так и черты характера отдельных сословий, проявляющиеся в их культурных особенностях. В раз­ные периоды развития предпринимательства менялись как сословные черты, так и соответствующие социокультурные стереотипы.

Начиная с возникновения социальной группы предпринимателей, их занятия (с позиции других сословий и их собственных) оставались делом малопре­стижным.

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, по­буждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.[19]

Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение при­были как главной цели, это самостоятельность, ответственность, неопределен­ность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.

Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обла­дают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличи­тельных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли. [20]

Поскольку предпринимательская деятельность является массовой, поиско­вая активность становится фактором выживания системы, особенно ярко проявляющейся в периоды запретов на ее существование. Согласно мнению А, Г. Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию от­дельного человека или группы людей, если является объективно существую­щей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать для достиже­ния желаемых и общественно полезных результатов.

Для восстановления предпринимательской деятельности, особенно в ситуа­циях нарушения принципа непрерывности традиций, необходимо пользовать­ся ее особыми средствами, называемыми образцами-эталонами. Ими могут быть орудия труда, предметы, люди и организации людей. Предпринимательство — это особая деятельность, где главными средствами ее воспроизводства служат люди.

Когда культура подвергается уничтожению, она остается «жить» в «сверну­том» опыте. Этот опыт запечатлен в мифах, сказках, символах, языке, сохра­няющих в латентном (спящем) состоянии обряды, обычаи, ритуалы, тради­ции, нормы, ценности данной культуры.

Имеется два вида безболезненного контакта с предпринимательством. Пер­вый заключается в налаживании партнерских отношений между государ­ственными и предпринимательскими институтами, а второй — в создании условий для развития этой деятельности.

Страницы: 1 2 3