Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях
Страница 6

Психология » Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов » Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т.е. имеются не только у человека, но и у животных [21].

Говоря о функциях эмоций и их влиянии на деятельность человека, хотелось бы отметить несколько важных моментов. Функция оценки: эмоции являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Функция побуждения (мотивирующая роль эмоций): субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие. Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции мотивируют поведение.

Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность. Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция, дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Регулирующая функция: влияние эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта [38].

Таким образом, эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в творчестве и душевных кризисах человека.

Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надежным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента.

Отсутствие преемственности между теориями, созданными в различные исторические эпохи, не может не осложнять задачу ознакомления с психологией эмоций, объединения в единую обобщенную картину всего, что установлено или утверждается в отдельных концепциях и школах.

Следует отметить, что традиционные ссылки на не разработанность проблемы эмоций, противоречивость существующих концепций, являются несколько преувеличенными. Такое впечатление создают формальные особенности концепций, их внешний вид, различия в словаре, формулировках, решаемых проблемах и т.п. Уже одного этого достаточно для того, чтобы формулируемые в них положения при всей внешней несхожести иногда оказывались больше взаимодополняющими, чем противоречащими.

Из-за существующей терминологической неоднозначности в психологии эмоций очень важно учитывать условность названий и решать вопрос об их соотношении не по внешнему звучанию, а на основе тщательной проверки того, что именно они обозначают.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях физической культурой и спортом
Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков: – слабое физическое развитие подростков; – отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями; – отсутствие ...

Психологическое консультирование младших школьников, испытывающими тревожность
Для коррекционной работы с младшими школьниками, испытывающими тревожность, и их родителями нами разработана система занятий-тренингов. Цель занятий - помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Возраст 7–8 лет по свое ...

Эстетические потребности
Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее: 1. Кр ...