Эмоции различаются по мoдальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, вoздействию на организм (стенические - астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например на себя на других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения [22]. При попытке разобраться в существующих классификациях важно уточнить, что именно подвергается различению: эмоциональные переживания, или целостные эмоциональные явления.
При описании разнообразия эмоциональных переживаний выделяют некоторый перечень базовых эмоций, иногда их еще называют прототипными или первичными. Но их существование не является общепринятым. В какой-то степени это мнение подтверждается несоответствием, свойственным выделить базовые эмоции. Б. Спиноза выделяет три базовые эмоции, Р. Декарт - шесть, у современных авторов - от двух до одиннадцати. Количественному несоответствию сопутствует качественное, это свидетельствует о том, что за исключением различия эмоциональных переживаний по знаку, рассматриваемая сама по себе модальность эмоций, не обнаруживает других явных признаков упорядоченности [22].
Объяснение этому факту было дано В. Вундтом, предложившим рассматривать модальность (качество) эмоциональных переживаний как составное свойство, определяющееся соотношением трех его двухполюсных компонентов: удовольствия - неудовольствия, возбуждения - успокоения и напряжения - разрешения. Хотя факторная интерпретация В. Вундтом модальности эмоций впоследствии получила серьезную поддержку в экспериментальном исследовании экспрессии и семантики эмоций, заметным признанием в современной психологии она не пользуется [38].
Идею функционального различения эмоций по их отношению к мотивации и деятельности более точно зафиксировал У. Макдауголл, который настаивал на принципиальном различении эмоций.
Существующие классификационные схемы различаются своей теоретической и эмпирической обоснованностью, и от этого зависит возможность их принятия и оценки.
Так же выделяют попытки описать разнообразные эмоции, опирающиеся на представления об их генетическом развитии и взаимодействии, такими авторами как Б. Спиноза, В. Грот. Этим попыткам свойственно стремление выделить некоторое число базовых эмоций и затем прослеживать условия и закономерности, по которым развиваются их сочетания и разновидности [38].
В.К. Вилюнас справедливо отмечает, что "многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом "теория", по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности, приближающиеся к идеально исчерпывающей теории" [38 - c.6]. Проблема состоит еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью. С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом, позицию, утверждали, что органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция - это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения [38].
Представители другой позиции - сенсуалисты, наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления [38].
В эволюционной теории эмоций, Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование [15].
Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...
"У меня ничего не получится!" Разве?
Плохой руководитель знает, что надо делать. А хороший показывает, как это сделать.
Многие женщины боятся должности руководителя, у них возникают проблемы с исполнением должностных обязанностей, так как они считают, что их личность может подвергнуться деформации в результате этой работы.
Вы считаете, что не обладаете способностями, кот ...
Этнические стереотипы
Впервые понятие "стереотип" было введено в науку У. Липпманом. В 1922 году в книге "Общественное мнение" он использовал термин "социальный стереотип", определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой "картинку мира" в голове человека, указав на две важнейшие причины стерео ...








