Эмоции различаются по мoдальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, вoздействию на организм (стенические - астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например на себя на других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения [22]. При попытке разобраться в существующих классификациях важно уточнить, что именно подвергается различению: эмоциональные переживания, или целостные эмоциональные явления.
При описании разнообразия эмоциональных переживаний выделяют некоторый перечень базовых эмоций, иногда их еще называют прототипными или первичными. Но их существование не является общепринятым. В какой-то степени это мнение подтверждается несоответствием, свойственным выделить базовые эмоции. Б. Спиноза выделяет три базовые эмоции, Р. Декарт - шесть, у современных авторов - от двух до одиннадцати. Количественному несоответствию сопутствует качественное, это свидетельствует о том, что за исключением различия эмоциональных переживаний по знаку, рассматриваемая сама по себе модальность эмоций, не обнаруживает других явных признаков упорядоченности [22].
Объяснение этому факту было дано В. Вундтом, предложившим рассматривать модальность (качество) эмоциональных переживаний как составное свойство, определяющееся соотношением трех его двухполюсных компонентов: удовольствия - неудовольствия, возбуждения - успокоения и напряжения - разрешения. Хотя факторная интерпретация В. Вундтом модальности эмоций впоследствии получила серьезную поддержку в экспериментальном исследовании экспрессии и семантики эмоций, заметным признанием в современной психологии она не пользуется [38].
Идею функционального различения эмоций по их отношению к мотивации и деятельности более точно зафиксировал У. Макдауголл, который настаивал на принципиальном различении эмоций.
Существующие классификационные схемы различаются своей теоретической и эмпирической обоснованностью, и от этого зависит возможность их принятия и оценки.
Так же выделяют попытки описать разнообразные эмоции, опирающиеся на представления об их генетическом развитии и взаимодействии, такими авторами как Б. Спиноза, В. Грот. Этим попыткам свойственно стремление выделить некоторое число базовых эмоций и затем прослеживать условия и закономерности, по которым развиваются их сочетания и разновидности [38].
В.К. Вилюнас справедливо отмечает, что "многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом "теория", по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности, приближающиеся к идеально исчерпывающей теории" [38 - c.6]. Проблема состоит еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью. С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом, позицию, утверждали, что органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция - это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения [38].
Представители другой позиции - сенсуалисты, наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления [38].
В эволюционной теории эмоций, Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование [15].
Женские дилеммы руководства
Руководить - значит сдерживать эти склонности в других. (Владимир Голобородько)
Давно известно, что у женщин совсем иные, чем у мужчин, проблемы в деле руководства. Как правило, у них возникают следующие дилеммы:
женщины и власть: мужчины часто пользуются властью в позиции руководителя, а женщины скорее отказываются от нее. Этот отказ ...
Анализ поведения и эмоций
Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так:
-20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих детей образы создаются медленно. Работали дольше, чем остальные дети. 35% детей во время выполняют задания сосредоточенно, старательно.
-15% - эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют ярк ...
Потребность в самоактуализации
Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает то ...








