Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков. Процедура проведения исследования
Страница 1

Психология » Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте » Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков. Процедура проведения исследования

Участники исследования группа подростков 14-15 лет (9 класс гимназии №4) в количестве 30 человек. Из них 18 девочек и 12 мальчиков.

Выбор методик. Для подбора адекватного инструментария нами проведен анализ техник и методик, направленных на изучение ценностных ориентаций подростков. Следует отметить, что их в настоящее время существует достаточно много. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Ученый-психолог С.С. Бубнова разработала оригинальный подход к исследованию ценностных ориентаций личности, включающий: концепцию ценностных ориентаций как системообразующего фактора личности; методологические принципы исследования (нелинейность, иерархичность и динамичность). (Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995; Бубнова С.С. принципы и методы изучения ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997. №1;

Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие методики, как:

- тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева – для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций;

- тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым, который наряду с общим показателем осмысленности жизни включает пять субшкал, отражающих три конкретных ориентации: цели жизни, процесс жизни, результативность жизни и два аспекта локуса контроля;

- самоактуализированный тест (САТ) Л.Я. Гозмана с соавторами – для изучения степени соответствия ценности испытуемых ценностным ориентациям самоактуализирующейся личности;

- опросник уровня субъективного контроля (УСК) над разнообразными жизненными ситуациями;

- опросник самоотношения (ОСО) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина – для изучения особенностей самооценки и Я-концепции;

- русифицированная методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца, которая разработана с использованием типов ценностей М.Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей;

- тест мотивации достижений Т.А. Махрабяна;

- опросник потребности в достижениях Ю.М. Орлова – для изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы и мн. др.

Исходя из цели нашего исследования, нами выбраны методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и Методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца.

Процедура исследования. Исследование ценностных ориентаций подростков проводилось нами в два этапа и в разные временные отрезки - в начале учебного года и в конце учебного года. В начале учебного года нами проведено тестирование учащихся вначале по методике М. Рокича, а затем по методике Ш. Шварца.

После проведения целенаправленного педагогико-воспитательного комплекса мероприятий с данной группой подростков, нами в конце года было проведено повторное исследование ценностных ориентаций подростков данной группы.

Методика "Ценностные ориентации" Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича, как правило, подкрепляют данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование влияния запахов на изменение эмоционального состояния в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Характеристика исследования
Объект: Ольфакторное воздействие как способ регуляции психического состояния. Предмет: Опосредующее влияние гендера и перцептивной модальности на изменение психического состояния под воздействием запаха. Цель: Исследование влияния перцептивной модальности и гендера на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием з ...

Равенство женщин: иллюзия или реальность
Природное неравенство людей делает невозможным равенство их имущества. (Поль Анри Гольбах) Если мы посмотрим, что происходит ежедневно в различных организациях, то увидим, что конкуренция является не только соревнованием за первое место в иерархии или на служебной лестнице, но и игра, в которую женщины вкладывают больше сил, чем следов ...

Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка. Иерархическая модель
Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, Г.Ю. Айзенк в своей теории пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм. Третий ...