Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два понятия могут быть представлены как пересекающиеся области [53].
Термин эмоциональный интеллект - пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по - прежнему не существует четкого определения этого понятия.
Впервые обозначение коэффициент эмоциональности, по аналoгии коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар - Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели пoнятие "эмоционального интеллекта". Вместе с Дэниелом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют "тройку лидеров" в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект [1].
Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар - Он, автор аббревиатуры "EQ", например, определяет эмоциональный интеллект как набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [14]. Дэниел Гоулман - как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [1].
Освещая тему с прикладной точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.
Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.
Весь двадцатый век внимание в основном уделяли "обычному" интеллекту, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни.
Дэниел Гоулман в своей книге "Эмоциональный интеллект", представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25% [13].
В своей книге Гоулман убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице [13].
Необходимо отметить, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. В двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л.С. Выготского, о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века [1].
Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось, невозможно предсказать успешность деятельности. Эмоциональный интеллект подразумевает, как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, человек может действовать значительно более эффективно.
"Карусель"
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Инструкция: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг ...
Аспекты начального этапа профессиональной
деятельности
Куда-нибудь ты обязательно попадешь.
Нужно только достаточно долго идти.
(Л. Кэрролл)
Кто из нас не был новичком? Сколько ошибок приходится совершать по неопытности! Мастерство приходит с опытом, а опыт нарабатывается постепенно. Однако главная (если не единственная) ошибка особенно в начале карьерного пути - не исправлять своих прош ...
Теоретическая часть
В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.
Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимае ...