Введение
Страница 1

Актуальность. В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики, творчество есть аспект сублимации (3. Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Известный арттерапевт М. Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека прежде всего проявляются в виде образов.

В отечественной психологии методы арттерапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986). Проблемами арттерапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арттерапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: К. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Вундт, Б. Ф. Ломов, Т. Ю. Калошина, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. И. Копытин, О. А. Карабанова, Н. В. Серов, Г. Э. Бреслав, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и др.

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Для коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков применяется арттерапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью.

Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арттерапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.

Объект исследования: эмоциональные системы младших подростков

Предмет исследования: коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии.

Проблема исследования: какова эффективность использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков.

Решение этой проблемы является целью исследования.

Исходя из объекта исследования, предмета исследования и проблемы, нами были выдвинуты следующие задачи:

1) раскрыть историю развития арттерапии

2) конкретизировать специфику эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте

Страницы: 1 2


Психоаналитический подход
В рамках психоаналитического подхода исследования наркомании сводятся в основном к объяснению возникновения зависимости как дефектам в психосексуальном созревании, ведущим к оральной неудовлетворённости, что приводит к оральной фиксации. Другим объяснением наркомании в рамках психоаналитического подхода является фиксация на анальной ст ...

Анализ и регулирование отношений руководства
Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Каждое из самых малочисленных подразделений организации состоит из ограниченного числа сотрудников, работающих под началом одного руководителя, причем все они выполняют аналогичные или сходные функции или все р ...

Обладание достаточной стрессоустойчивостью
В деятельности предпринимателя часто возникают ситуации, вызывающие нервные и эмоциональные перегрузки или, как говорят, стресс. Стресс – это обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его: в форме ощущения “пустоты в желудке” при необходимости сдавать ответственный экзамен; в форме раздражительности при необходи ...