Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.
Страница 1

Психология » Практический психолог и эффективность кадров » Исследование представлений о профессии в современной психологии. Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.

Теория социальных представлений обязана своим возникновением французскому социальному психологу Сержу Московиси. В своей работе Московиси показал новую возможность исследования социальных ментальных образований. Его призыв к социальным психологам обратить внимание на новый подход в исследовании нашел отклик, и на сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом.

Обращаясь к истории возникновения данной концепции, С. Московиси отмечает, что у истоков этой теории находятся не только работы Э. Дюркгейма, содержащие описания понятия коллективного представления, но и труды М. Вебера, Г. Зиммеля, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, З. Фрейда (14, с.10).

Социальные представления опосредуют не только деятельность наивного субъекта, являющегося человеком с улицы. К знанию здравого смысла, опосредующему оценку хорошо знакомых лиц, обращались и научные исследователи. Например, Кеттел и Айзенк, чтобы выявить основы даваемой себе или другому оценки и сконструировать опросник. Таким образом, « социальные представления лежат в основе как «психологики», используемой человеком с улицы, так и «научной» логики анализа личности, используемой профессионалами».(51, с.9)

Обращаясь к вопросу об определении понятия «представление», следует отметить, что основоположник концепции С. Московиси не считает отсутствие четкой формулировки большим недостатком, напротив, ему принадлежит высказывание о том, что «…не надо стремиться к совершенству естественных наук в определении понятий…» (51, с.10). Но было бы ошибкой сказать, что нет никаких определений социального представления. Например, С. Московиси применяет следующую дефиницию: « Под социальным представлением мы понимаем совокупность понятий, выражений и объяснений, порождаемых повседневной жизнью… можно даже расценить их как современные версии здравого смысла» (там же). Жан-Клод Абрик в определении социального представления вводит указание его содержания и детерминант: «… представление - это организованная совокупность мнений, установок, верований и информации, относящихся к объекту или ситуации. Оно детерминировано одновременно самим субъектом (его историей, жизнью), социальной и идеологической системой, в которую он включен, и природой связей субъекта с социальной системой» (там же). Дениз Жоделе, определяя социальные представления, обращается к его характеристикам: « Социальные представления являются модальностями практического познания, направленного на понимание и осмысление социального, материального и идеального (духовного окружения). Как таковые, они обладают специфическими характеристиками в области организации содержания, умственных операций и логики» (14, с.25). Таким образом, можно видеть, что разными авторами даются разные описания понятия социального представления.

Для того чтобы нагляднее раскрыть положения концепции социальных представлений, обратимся к описанию ее функциональной стороны. С. Московиси изначально назвал три функции, выполняемые социальными представлениями. Первая – функция инструментального познания. Будучи по своей природе более трансформационными, чем информационными, представления выполняют перевод описания в объяснение.

Вторая функция социальных представлений – адаптационная. Назначение этой функции социальных представлений состоит в том, чтобы «адаптировать социальные факты, явления политического, научного плана к уже сформировавшимся, уже существующим взглядам, мнениям, оценкам.» (14, с.44).

Третья функция социальных представлений – функция регуляции поведения. Ее содержание можно раскрыть на примере взаимодействия двух человек. В ряде исследований было показано влияние на поведение представления о партнере, представления о задаче, представления о ситуации, представления об адресате. Дуаз подчеркивал важность функции регуляции поведения социальным представлением, включив ее в определение: « Представления являются схемами, внутренними принципами организации социальных групп, направляющими их развитие и поведение в соответствии со специфическими позициями, занимаемыми группами в данном обществе по отношению к друг другу» (14, с.12).

Согласно рабочей модели, предложенной Московиси, важнейших эмпирических структурных измерений социальных представлений три: информация, поле представления и установка.

Информация понимается как сумма знаний об объекте представления, понимаемых как степень осведомленности об объекте социального представления. Определенный уровень информированности – необходимое условие формирования представления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические качества руководителя
Основные качества (Генри Минтцберг): 1. искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми, 2. искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью, 3. искусство разрешать ...

Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...

Типы сотрудников (существует множество классификаций, их можно свести к рассмотрению типов характера и темперамента)
Учет склонностей и интересов работников (военнослужащих) при осуществлении управленческого воздействия – это дополнительный мощный фактор достижения успеха в работе. Наиболее существенные типологии: · типология темпераментов (типологические особенности нервной системы); · конституционная типология (астеники, атлеты, пикники); · типо ...