Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка: 1. расстройства настроения; 2. расстройства поведения; 3. нарушения психомоторики.
1. Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.
Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности. Представительница психодинамического подхода К. Хорни использовала термин тревожность (тревога) в качестве синонима термина "страх", указывая таким образом на родство между ними. Позднее она развела эти два понятия по простому и точному различительному признаку: «страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность». Итак, под тревожностью К.Хорни понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т. д.).
Приверженец теории дифференциальных эмоций К. Е. Изард определяет тревожность как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес — возбуждение. Может включать потребностные состояния и биохимические факторы.
Н. Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д.
А. И. Захаров считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.
В словаре «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дано следующее определение тревожности — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.
Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Подросток, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы.
Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в 1-ю очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.
Тенденции развития общества, общественного производства и представлений
о субъекте труда
С развитием производства и общества изменяются и представления предпринимателей и ученых о человеке-деятеле в трудовых процессах, в частности, и социальном управлении активностью человека в целом. Социальные стереотипы менеджмента, характерные для разных стадий развития общества, одним из первых выделил Д. Мак-Грегор (теории «X» и «К») ...
Женские дилеммы руководства
Руководить - значит сдерживать эти склонности в других. (Владимир Голобородько)
Давно известно, что у женщин совсем иные, чем у мужчин, проблемы в деле руководства. Как правило, у них возникают следующие дилеммы:
женщины и власть: мужчины часто пользуются властью в позиции руководителя, а женщины скорее отказываются от нее. Этот отказ ...
"У меня ничего не получится!" Разве?
Плохой руководитель знает, что надо делать. А хороший показывает, как это сделать.
Многие женщины боятся должности руководителя, у них возникают проблемы с исполнением должностных обязанностей, так как они считают, что их личность может подвергнуться деформации в результате этой работы.
Вы считаете, что не обладаете способностями, кот ...








