На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Теоретическим аспектам изучения «ценностей» и «ценных ориентаций личности» уделяли внимание такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Рубинштейн, в.А. Ядов и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.
Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.
Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.
В современной Украине наблюдается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.
Исходя из этого, нами предпринято эмпирическое исследование, направленное на изучение ценностных ориентаций подростков.
Данные, полученные нами в результате проведенного исследования на базе 4 гимназии достоверно показали, что в результате проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений изменились как в средних показателях по группе в целом, так и в гендерном аспекте.
Средние показатели значимости такого типа ценности как « интересная работа» увеличились с 4,42 до 4,73; «наличие хороших и верных друзей с 4.00 до 4,36; «активная жизненная деятельность с 4,00 до 4,32.
Изменились ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов. Лидирующее место стали занимать такие ценности как «доброта», «достижения», «самостоятельность».
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что структура ценностных ориентаций современных подростков может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий, а показатели значимости типов ценностей зависят от половой принадлежности подростков подтвердилась.
Практическая ценность, проведенного нами исследования заключается в том, что показала действенность целенаправленной педагогико-воспитательной работы профориентационной и духовно-нравственной направленности на формирование и изменение ценностных ориентаций подростков.
В наше время, когда так много беспорядка и хаоса, напряженности, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.
Этнические особенности познавательных процессов
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза - важнейшее условие для понимания психофизиологических отличий представителей разных народов.
Некоторые ученые, считая культуру универсальным механизмом адаптации общества к природной и социальной среде, расс ...
Переживание фрустрации в юношеском возрасте
В юношеском возрасте в силу эмоциональной нестабильности особенно сильна подверженность фрустрациям, и, как следствие, их переживание с разнообразными эмоциональными реакциями.
«Фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к дости ...
Рыбак рыбака видит издалека
Коль скоро богатство - это власть, то всякая власть неизбежно, тем или иным способом, приберет к рукам богатство. (Эдмунд Берк)
Кажется, что мужчины имеют прямо-таки "инстинкт власти". Западные психологи открыли, что модели поведения на работе связаны с системами коры головного мозга, напоминающими мозг рептилий. Именно они, ...