Результаты проведенного эксперимента. Экспериментально-психологическое обследование младших школьников (выявление степени тревожности)
Страница 1

Психология » Психологическое консультирование родителей младших школьников (на примере диагностики степени тревожности и развития внимания) » Результаты проведенного эксперимента. Экспериментально-психологическое обследование младших школьников (выявление степени тревожности)

Исследование проводилось на базе 1 «Б» класса СШ №22 г. Павлодара. Нами было обследовано 20 детей младшего школьного возраста и их семьи.

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье и выявить причины детской школьной тревожности.

Задачи:

1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

2. Определить удовлетворённость своим положением в школе и семье самого ребёнка.

3. Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

При работе с детьми мы использовали следующие методы:

рисуночный тест;

методика «Неоконченные предложения».

Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями использованы следующие методы:

анкетирование;

тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Метод рисунка выявил тревожность абсолютно у всех испытуемых. Методом неоконченных предложений в частности, было выяснено, что вызывают тревожность именно те моменты школьной жизни, которые напрямую связаны с дисциплиной (появление в классе до звонка, своевременное и правильное приготовление к уроку, необходимость выполнять домашние задания и т.д.). Значительное волнение вызывает факт получения оценки, особенно низкой.

Причем мысли о школе, практически у всех опрошенных, воссоздают в воспоминания о друзьях, приятном общении, но не со всеми. Многие в пояснениях дали понять, о не сложившихся отношениях с одноклассниками.

Окончание школьных занятий для большинства связаны с временем отдыха, свободой от занятий, оценок. Но примерно третья часть опрошенных сообщила о необходимости думать о выполнении домашнего задания.

Поскольку тревожность, выявленная в процессе проведения методики затронула не только времяпрепровождение детей в школе, но и в семье, был проведен дополнительно тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» а проверку семейных взаимоотношений.

Цель - исследовать межличностные отношения в семье (глазами ребёнка) и выявить отношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка.

Методика проведения:

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых;

2. Эмоциональное напряжение и дистанция;

3. Дискомфорт;

4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Рисунок 1 - Результаты проведения теста Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи»

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Страницы: 1 2 3


Семейная обусловленность страхов
Рассмотрим существование страхов, как в полных, так и в неполных семьях. Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это ...

Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей
Цель данной программы: устранение искажений эмоционального реагиро­вания и стереотипов поведения, реконструкция полно­ценных контактов ребенка со сверстниками, гармониза­ция образа «Я» ребенка. Задачи: 1. Формирование социального доверия. 2. Развитие социальной активности детей. З. Развитие социальных эмоций. 4. Развитие коммуникат ...

Карьерный рост или смена работы?
Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними. (У. Чэннинг) Каждый сотрудник хоть раз в своей профессиональной жизни сталкивался с ситуацией, когда ему уже не интересно заниматься тем, чем он все время занимался. Ему кажется, то он уже "вырос" из своей должности и "созрел" для ...