Психологическая диагностика
Страница 1

Психология » Детская практическая психология » Психологическая диагностика

Психодиагностика – это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).

Применительно к дошкольному возрасту психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребёнка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения. Kayakmoscow прогулки на каяках kayakmonster.ru.

Предметом психологической диагностики в условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Задачи

выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника;

дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям.

Принципы. Психодиагностика опирается на следующие основные принципы психологии:

принцип отражения – суть его в том, что адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

принцип развития ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений;

принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

принцип единства сознания и деятельности: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой;

личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учёта его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Этапы. Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап:

составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинскими работниками;

составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребёнка на основе анкетирования родителей;

составление педагогического анамнеза на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребёнком;

составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребёнка.

2. Адаптационный этап:

знакомство с ребёнком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

тестирование. Существуют традиционные правила тестирования детей дошкольного возраста. Они заключаются в следующем:

удержание единой пространственной позиции психолога и ребёнка («глаза в глаза»). Она обеспечивается отсутствием доминанты роста взрослого и организуется в детском пространстве (детский стол и стульчик и т. д.);

предоставление первоначального свободного выбора сферы деятельности («игра», «рисунок», «общение»). Он обеспечивается созданием поля возможностей для ребёнка;

чередование сфер деятельности. Оно обеспечивается сменой видов деятельности, на основе которых построены тесты (общение – конструирование – движение – рисование);

регламентирование временное. Общее время тестирования может длиться от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребёнка;

регламентация интеллектуальной нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) интеллектуальных тестов в диагностическом комплексе (не более трёх в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных);

регламентация личностно-эмоциональной нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) проективных тестов в диагностическом комплексе (не более трёх в одной процедуре с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных); дублирование тестов (методик) общей диагностической направленности.

Оно обеспечивается использованием различных методических средств для подтверждения результатов. Может осуществляться и дублированием диагностических методов (наблюдения, беседы);

Страницы: 1 2


Доминирующий тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) учителю необходимо очень осторожно вступать и диалог с родителями; детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенк ...

Лечение клептомании
Излечение возможно! Современная психологическая практика уже позволяет во многих случаях надеяться на позитивное решение проблемы. Сейчас наработан огромный опыт в реальной практической помощи людям, страдающих различными навязчивыми состояниями. Поскольку программа клептоманического поведения формируется в раннем детстве, то для перефо ...

Задание №1
Определите, к какому типу измерений и к какой шкале относятся следующие данные: a) Числа, кодирующие темперамент человека. b) Академический ранг (ассистент, доцент, профессор) как мера продвижения по службе. c) Числа, показывающие выраженность экстра – интраверсии, нейротизма, психотизма, полученные по методике PEN Г. и С. Айзен ...