Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников
Страница 1

Психология » Детская практическая психология » Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников

Гиперактивные дети

1) Гиперактивные дети – это дети с «гиперкинетическим синдромом» (ГКС). Синдром гиперактивности не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания.

2) Причины нарушений. Впервые «гиперкинетическое поведение» было описано в США в 1940-е гг. у детей с постэцефалитным синдромом. С тех пор моторная беспокойность стала увязываться с «минимальным мозговым повреждением» (П. Конрад, Г. Эссер, М.Х. Шмидт).

Диагноз «гиперкинетический синдром», когда он становится известен ребенку и родителям, действует как бумеранг, накладывая глубокий отпечаток на поведение гиперактивного ребенка, на отношения в семье и в более широком окружении. Такой подход ни в коей мере не отвечает ситуации внутреннего психического конфликта, в котором пребывает данный ребенок.

У части детей наблюдаются причины генетического, наследственного характера. Данное предположение опирается на наблюдение, свидетельствующее, что у родителей и родственников гиперактивных детей довольно часто отмечается такое же нарушение. В рамки этой гипотезы укладывается также распределение частоты проявления гиперактивности между мальчиками и девочками (у мальчиков эти нарушения встречаются в 4 – 5 раз чаще, чем у девочек).

3) В Международной классификации болезней (ICD-10), которым руководствуются врачи, в редакции 1992 г. понятие «гиперкинетические нарушения» ясно и однозначно трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:

ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже в первые пять лет жизни);

сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности;

недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;

тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца;

хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место, вставание и пересаживание), так и тонкой (нарушение координации движений, трудности при овладении письмом, рисованием, вообще – с ведением тетрадей).

К «проблемным» относятся, однако, те дети, поведение которых характеризуется следующими признаками (по К-Ю. Охлеру):

избыток двигательной активности;

нарушением внимания;

недостаточным контролем за импульсами;

неадекватность эмоциональной реакции (легкая возбудимость).

К основным первичным нарушениям добавляются, как правило, вторичные нарушения.

4) Портрет. Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Их чаще преследуют нечастные случаи, так как у этих детей страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо педагогов. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличается несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете – асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

5) Коррекция нарушения. Гиперактивному ребёнку следует давать простые и четкие указания, ставить понятные ему задачи и оказывать помощь в их выполнении. Каждую ситуацию в работе с ребенком следует продумывать настолько, чтобы она предстала в простом и хорошо структурированном виде. Сверхзадача заключается в замедлении импульсивных реакций. Недостаток самоконтроля со стороны ребенка должен компенсироваться внешним контролем и внешним структурированием действий.

Всегда следует вовлекать в коррекционный процесс родителей. Свою задачу они должны видеть в последовательном соблюдении избранного метода, отказе от телесных наказаний, соблюдении режима, а также в моральной поддержке ребенка и соответствующем поощрении. В этот процесс нужно вовлекать и воспитателей, и других специалистов ДОУ, социальное окружение, в последующем – учителей и школу, сообщая необходимую информацию и обучая обращению с гиперактивным ребенком в группе детского сада, затем – в классе (путем консультаций, организации скоординированных мер содействия развитию).

Страницы: 1 2


Аналитическая теория личности
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней ряд общих корней. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это - качественно ...

Исследование конфликтной динамики младших школьников
Из вышеизложенного следует, что взаимодействие на уроке – учебно-предметное и социально-межличностное – имеет конфликтный характер и содержит пять основных факторов, различающихся по материалу конфликта, его детерминантам, форме и содержанию взаимодействия. Отсюда можно по выделенным в предварительном эксперименте критериям описать вза ...

Диспозициональная теория личности
Диспозициональная (от англ. disposition - предрасположенность) теория имеет три основных направления: "жесткое", "мягкое" и промежуточное - формально-динамическое. Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преим ...