Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников
Страница 1

Психология » Детская практическая психология » Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников

Гиперактивные дети

1) Гиперактивные дети – это дети с «гиперкинетическим синдромом» (ГКС). Синдром гиперактивности не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания.

2) Причины нарушений. Впервые «гиперкинетическое поведение» было описано в США в 1940-е гг. у детей с постэцефалитным синдромом. С тех пор моторная беспокойность стала увязываться с «минимальным мозговым повреждением» (П. Конрад, Г. Эссер, М.Х. Шмидт).

Диагноз «гиперкинетический синдром», когда он становится известен ребенку и родителям, действует как бумеранг, накладывая глубокий отпечаток на поведение гиперактивного ребенка, на отношения в семье и в более широком окружении. Такой подход ни в коей мере не отвечает ситуации внутреннего психического конфликта, в котором пребывает данный ребенок.

У части детей наблюдаются причины генетического, наследственного характера. Данное предположение опирается на наблюдение, свидетельствующее, что у родителей и родственников гиперактивных детей довольно часто отмечается такое же нарушение. В рамки этой гипотезы укладывается также распределение частоты проявления гиперактивности между мальчиками и девочками (у мальчиков эти нарушения встречаются в 4 – 5 раз чаще, чем у девочек).

3) В Международной классификации болезней (ICD-10), которым руководствуются врачи, в редакции 1992 г. понятие «гиперкинетические нарушения» ясно и однозначно трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:

ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже в первые пять лет жизни);

сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности;

недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;

тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца;

хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место, вставание и пересаживание), так и тонкой (нарушение координации движений, трудности при овладении письмом, рисованием, вообще – с ведением тетрадей).

К «проблемным» относятся, однако, те дети, поведение которых характеризуется следующими признаками (по К-Ю. Охлеру):

избыток двигательной активности;

нарушением внимания;

недостаточным контролем за импульсами;

неадекватность эмоциональной реакции (легкая возбудимость).

К основным первичным нарушениям добавляются, как правило, вторичные нарушения.

4) Портрет. Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Их чаще преследуют нечастные случаи, так как у этих детей страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо педагогов. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличается несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете – асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

5) Коррекция нарушения. Гиперактивному ребёнку следует давать простые и четкие указания, ставить понятные ему задачи и оказывать помощь в их выполнении. Каждую ситуацию в работе с ребенком следует продумывать настолько, чтобы она предстала в простом и хорошо структурированном виде. Сверхзадача заключается в замедлении импульсивных реакций. Недостаток самоконтроля со стороны ребенка должен компенсироваться внешним контролем и внешним структурированием действий.

Всегда следует вовлекать в коррекционный процесс родителей. Свою задачу они должны видеть в последовательном соблюдении избранного метода, отказе от телесных наказаний, соблюдении режима, а также в моральной поддержке ребенка и соответствующем поощрении. В этот процесс нужно вовлекать и воспитателей, и других специалистов ДОУ, социальное окружение, в последующем – учителей и школу, сообщая необходимую информацию и обучая обращению с гиперактивным ребенком в группе детского сада, затем – в классе (путем консультаций, организации скоординированных мер содействия развитию).

Страницы: 1 2


Выводы
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы: Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о т ...

Реакция увлечения.
Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Они делятся на следующие виды: . Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисова ...

Этнические ценности
В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый в фило- и онтогенезе. Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совместной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внутри группы, этноса) и ...