Психологическое обследование детей в ДОУ проводится в двух направлениях: 1) экспресс диагностика, проводится с целью изучения особенностей психического развития всех детей, посещающих дошкольное учреждение; 2) углубленная диагностика проводится для уточнения психологического диагноза для детей, включенных в группу «риска» и детей, с которыми ведется работа по запросу родителей или воспитателей (в последнем случае диагностика включается в процесс консультирования).
Основные методы, используемые педагогом-психологом – наблюдение, тестирование, беседа, кроме того, изучаются продукты деятельности ребенка. Законом РФ «Об образовании» определяется свобода выбора специалистами и педагогами методов и средств в работе с участниками образовательно-воспитательного процесса. Таким образом, педагог-психолог имеет право выбора конкретных методик психологического обследования детей в ДОУ.
Подбор диагностических средств осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка, предполагаемого психологического диагноза и образовательных программ, по которым работает конкретное ДОУ.
Вариант диагностического комплекса для экспресс-диагностики детей 3-5 лет.
Восприятие
В восприятии ребенка происходит
А) Овладение сенсорными эталонами (развитие представлений о разновидностях внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).
Диагностика формы – методики «Фигуры» - 3 года, «Коробочка форм» - 4 года.
Диагностика цвета – методики «Коврики» - 3-4 года, «Бусы» - 5 лет.
Диагностика величины – методики «Кружки» - 3 года, «Пирамидка» - 4года, «Включение в ряд» («Мисочки») – 5 лет.
Б) Овладение зрительным синтезом. Методика «Разрезные картинки» - 5 лет.
В) Овладение действиями восприятия. Методика «Конструирование по образцу» - 3-4 года.
Мышление
А) Наглядно-действенное мышление (ведущее до 3,5 – 4 лет). Методики «Пирамидка» - 4 года, «Конструирование по образцу» - 3-4 года, «Коробочка форм» - 4 года.
Б) Наглядно-образное мышление (в четыре года начинает развиваться). Методика «Рыбка» - 5 лет.
3. Воображение (К 5 годам начинает носить творческий характер).
Методика «Дорисовывание фигур» - 5 лет.
4. Развитие речи
Методики «Изучение словаря детей» - 3-4 года, «Изучение понимания значений слов» - 3-4 года. Развитие связного рассказа исследуется с помощью методики САТ (2 первые картинки).
5. Развитие игры. Наблюдение на основе «Критериев развития игровой деятельности» Эльконина Д.Б.
6. Диагностика развития личности
А) Изучение самооценки. Методика «Лесенка» - модификация для 3-5 лет.
Б) Изучение мотивационно-потребностной сферы. Методика «Золотая рыбка» («Три желания») – 3-5 лет предназначена для изучения осознания мотивационных предпочтений
В) Изучение особенностей эмоционального развития. Методика «Пиктограмма» - 4-5 лет
Кляксография
научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение
Приложение
Итоговое ...
Функциональная несостоятельность семей группы риска
Одной из важнейших и сложнейших задач профилактики преступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением.
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что "трудны ...
Измерение черт личности. Диагностическое исследование черт
и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка EPi
Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства явля ...