Психологическая диагностика детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)

Психология » Детская практическая психология » Психологическая диагностика детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)

Психологическое обследование детей в ДОУ проводится в двух направлениях: 1) экспресс диагностика, проводится с целью изучения особенностей психического развития всех детей, посещающих дошкольное учреждение; 2) углубленная диагностика проводится для уточнения психологического диагноза для детей, включенных в группу «риска» и детей, с которыми ведется работа по запросу родителей или воспитателей (в последнем случае диагностика включается в процесс консультирования).

Основные методы, используемые педагогом-психологом – наблюдение, тестирование, беседа, кроме того, изучаются продукты деятельности ребенка. Законом РФ «Об образовании» определяется свобода выбора специалистами и педагогами методов и средств в работе с участниками образовательно-воспитательного процесса. Таким образом, педагог-психолог имеет право выбора конкретных методик психологического обследования детей в ДОУ.

Подбор диагностических средств осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка, предполагаемого психологического диагноза и образовательных программ, по которым работает конкретное ДОУ.

Вариант диагностического комплекса для экспресс-диагностики детей 3-5 лет.

Восприятие

В восприятии ребенка происходит

А) Овладение сенсорными эталонами (развитие представлений о разновидностях внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).

Диагностика формы – методики «Фигуры» - 3 года, «Коробочка форм» - 4 года.

Диагностика цвета – методики «Коврики» - 3-4 года, «Бусы» - 5 лет.

Диагностика величины – методики «Кружки» - 3 года, «Пирамидка» - 4года, «Включение в ряд» («Мисочки») – 5 лет.

Б) Овладение зрительным синтезом. Методика «Разрезные картинки» - 5 лет.

В) Овладение действиями восприятия. Методика «Конструирование по образцу» - 3-4 года.

Мышление

А) Наглядно-действенное мышление (ведущее до 3,5 – 4 лет). Методики «Пирамидка» - 4 года, «Конструирование по образцу» - 3-4 года, «Коробочка форм» - 4 года.

Б) Наглядно-образное мышление (в четыре года начинает развиваться). Методика «Рыбка» - 5 лет.

3. Воображение (К 5 годам начинает носить творческий характер).

Методика «Дорисовывание фигур» - 5 лет.

4. Развитие речи

Методики «Изучение словаря детей» - 3-4 года, «Изучение понимания значений слов» - 3-4 года. Развитие связного рассказа исследуется с помощью методики САТ (2 первые картинки).

5. Развитие игры. Наблюдение на основе «Критериев развития игровой деятельности» Эльконина Д.Б.

6. Диагностика развития личности

А) Изучение самооценки. Методика «Лесенка» - модификация для 3-5 лет.

Б) Изучение мотивационно-потребностной сферы. Методика «Золотая рыбка» («Три желания») – 3-5 лет предназначена для изучения осознания мотивационных предпочтений

В) Изучение особенностей эмоционального развития. Методика «Пиктограмма» - 4-5 лет


Анализ результатов
В результате наблюдения выявила избирательное отношение детей группы друг к другу. Так как наблюдения велись за каждым ребенком отдельно, то удалось выявить взаимоотношения каждого со сверстником. Баранкова Илона никогда не конфликтует, уравновешена; Безлобов Дима – часто конфликтует из-за пустяков; Белая Оксана – играет со всеми, сама ...

Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Роль игры в развитии мышления
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ се решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение прин ...

Пути разрешения конфликтов.
Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты. Имеется три типа установок или подходов к урегулированию конфликта: - одна из сторон (или все стороны) стремится одержать победу (односторонние действия); - участник (участники) конфликта игнорирует его наличие и бездействует (односторонние действия); - с помощью третьей стороны или ...