Восприятие как психический познавательный процесс. Восприятие как деятельность
Страница 1

Психология » Восприятие как психический познавательный процесс » Восприятие как психический познавательный процесс. Восприятие как деятельность

Рассмотрение восприятия и его свойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так как именно в образах, чувственных и умственных проявляется результат восприятия. «Можно сказать так: знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности»[2].

А.Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ есть та форма, в которой предметный мир открывается субъекту в результате его деятельности»[3]. Этот предметный мир открывается в образе как реально, то есть независимо от самого субъекта, существующий. Но, одновременно, «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта»[4]. Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности»[5].

В восприятии проявляется жизненный процесс, протекающий на разных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс – от объекта к субъекту. Имеет место и обратная связь, обеспечиваемая активностью, сознательностью и произвольностью деятельности. Процесс восприятия и его продукт включены в деятельность в предметном окружающем мире. И восприятие также предметно, как и воспринимаемый мир. Одно из важнейших свойств восприятия – это его предметность. Пред­метность восприятия выражается в так называемом акте объек­тивации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выпол­нять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практи­ческой деятельности человека. Предметность восприятия не врож­денное качество. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Ре­шающую роль здесь играет осязание и движение. «И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприя­тия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира»[6]. Опыты Дж. Стрэттона с очками, переворачивающими мир на 180 градусов, показывают, что, когда испытуемый самостоятельно двигается в «перевернутом мире», то довольно быстро он адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающем, более того, зрение начинает «работать» правильно. А у тех испытуемых, которых в «перевернутом мире» возили в тележке, лишая их самостоятельной активности, правильное видение мира не восстанавливалось. «У всех испытуемых наблюдалась значительная степень адаптации в серии с активным движением. Напротив, в серии с пассивным движением никакой адаптации обнаружено не было»[7]. Предметность играет большую роль и в дальнейшем формирова­нии самих процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его образом, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражения.

Восприятие само можно рассматривать как деятельность, то есть в качестве процесса, который побуждается и направляется тем или иным предметом, мотивом, который конкретизует какую-то потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется смыслом, мотивом, целью. Она обеспечивается необходимыми навыками, нормальным функционированием психофизиологических функций. Деятельность восприятия обнаруживает себя, по выражению А.Н. Леонтьева, в «воспринимании». Она сама по себе регулируется смыслом, и имеет значение. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - смысловое поле, система значений»[8]. Осмысленность восприятия является существенным свойством восприятия, доказывающим его активный характер. Хотя восприятие возникает в ре­зультате непосредственного воздействия раздражителя на рецепто­ры, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Это одновременно является и загадкой восприятия. Р.Грегори в книге «Разумный глаз» отмечает: «Разумность глаза -до сих пор во многом загадочная для науки - в том и состоит, что зрение способно проникать в невидимую суть видимых вещей. Зрение человеческое иногда позволяет узнать не только биологически важные свойства предметов, а и такие их качества, которые вообще недоступны органам чувств, но известны разуму»[9].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Индивидуализация темы
Задача - значимость индивидуального опыта - это расширение границ самопознания. Если в классе создана доверительная атмосфера, то дети начинают уходить от обсуждения общей темы и переходить к собственным, волнующим их проблемам: ссоре их с родителями, неудавшейся любви, потерянной дружбе, проблемам в школе и т.п. В этих случаях необход ...

Правда ли, что худой мир лучше доброй ссоры?
Когда женщина просит у вас совета, то это вовсе не значит, что он ей нужен; просто она нуждается в собеседнике. Жить в гармонии со всеми и каждым - одна из важнейших ценностей для женщин. Это относится и к тем женщинам-менеджерам, которые знают, что такое поведение им часто осложняет жизнь, но все же не могут отказаться от программы, у ...

Насколько вы доминирующая личность?
Кажется, что всякий раз, когда встречаются два человека, прежде всего они решают вопрос о том, кто из них будет играть доминирующую роль. И очень часто это происходит на уровне подсознания. Между студентами это вопрос о том, кто получает более высокие отметки. Между руководителями — кто больше зарабатывает и у кого офис больше. Между де ...